В Казахстане проживают представители более 190 этносов. По данным последнего анализа положения в области народонаселения (2018 год):

  • основной костяк составляет коренное население – 67,47%;
  • на втором месте по численности русские – 19,76%;
  • следом идут узбеки – 3,18%;
  • украинцы – 1,53%;
  • уйгуры – 1,46%;
  • татары – 1,11%;
  • немцы – 0,99%;
  • другие этносы – 4,5%.

Казахстан зарекомендовал себя страной, где царит межэтническое согласие, однако конфликты между представителями разных национальностей, хоть и редко, но происходят. Как справляется Ассамблея народа Казахстана с разрешением таких разногласий и чем могут помочь неправительственные организации для сохранения мира и согласия – эти и другие вопросы обсудили члены исследовательской группы PaperLab во время онлайн-дискуссии "Третий не лишний. Как повысить роль гражданского сектора в предупреждении межэтнических конфликтов в Казахстане?".   

"Население больше доверяет неправительственным организациям"  

Айгуль Садвокасова, заместитель директора ТОО "Институт прикладных этнополитических исследований"

"В 2020 году во время конфликтов в Казахстане много критики было в сторону Ассамблеи народа Казахстана (АНК), поэтому я хочу рассказать, из чего состоит АНК и какие задачи решает.

Ассамблея народа Казахстана – это часть гражданского общества, поскольку её структура сформирована на основе этнокультурных объединений, которые работают в формате общественных объединений. В 2019 году впервые было дано определение, что такое АНК. Рассмотрим, как решают межэтнические конфликты различные структуры. Самые интересные – неформальные. Остановимся на некоторых их них.  

Структуры, разрешающие межэтнические конфликты / Фрагмент из презентации

Всем нам известны советы старейшин в аулах и районах. Этот институт характерен для сельской местности южных областей. Как мы знаем, конфликтность высокая именно в этих регионах. Всё зависит от области и личностей, которые проживают, но есть советы старейшин, которые пользуются высоким авторитетом, есть те, что только номинально таковыми называются, но не имеют авторитета.

Результаты исследований в Алматинской и Жамбылской областях говорят, что старшее поколение уже чётко видит, что молодёжь не особо реагирует на их установки, советы. Отношения трансформированы. Причина в том, что старейшины не решают проблемы молодёжи: безработица и другие. Старики говорят, что молодёжь их уважает, но жить, как им говорят старшие, новое поколение не может. 

Көше комитеттері (дословно с казахского – "уличные комитеты". – Авт.) – формируются, исходя из места проживания граждан. Одна улица избирает себе уличкома, и эти люди регулируют взаимоотношения, начиная с распределения ресурсов, дорог.. Они знают малоимущих на своей улице, организуют благотворительную помощь и так далее. 

Если мы посмотрим на практику урегулирования межэтнических конфликтов, то увидим, что наиболее распространены три вида:

  • переговоры старейшин;
  • публичные извинения;
  • материальная помощь пострадавшей стороне.

Когда конфликт происходит, наше общество требует, чтобы ассамблея извинилась. Тогда общество видит, что АНК принимает участие в разрешении конфликтов. Есть разные мнения по поводу этих извинений, но в мировой практике это считается одним из шагов к примирению.

Но переговоры старейшин не имеют институционального и нормативно-правового характера, а полицейские имеют собственные методы урегулирования конфликта, которые могут не стыковаться между собой. События в Кордае (в феврале 2020 года в Кордайском районе Жамбылской области произошли массовые беспорядки, жертвами которых стали 11 человек. – Авт.) показывают нам, что договорённость между старейшинами не имеет правового характера, правоохранительные органы не могли дальше наблюдать, и это привело к дальнейшей эскалации конфликта. Здесь традиционные методы не срабатывают. 


Читайте также: Беспорядки в Кордайском районе. Хронология событий


В структуре Ассамблеи народа Казахстана существует несколько путей решения конфликтов:

  • медиация – один республиканский, 28 региональных филиалов; 
  • пул медиаторов – 57 человек по стране;
  • советы матерей – 1753 во всех регионах; 
  • советы общественного согласия – 2786 во всех регионах.    

Есть Дома дружбы – их более 40 во всех регионах. Все кабинеты медиации находятся в них. Это институты, которые имеют потенциал по урегулированию конфликта, однако когда столкновение уже разразилось и идёт эскалация на общественном поле, эти институты не срабатывают, потому что они носят лишь превентивный характер.  

Начиная с 2018-2019 годов, мы видим, что кардинально меняется реальность, и это привело к интенсификации конфликтов и как следствие:

  • усилению радикальной риторики и ксенофобии относительно языковых, этнических и религиозных маркеров;
  • снижению социально-экономического развития, неравенства;
  • росту ксенофобии в социальных сетях;
  • снижению уровня доверия к правоохранительным органам, власти.

Мы предлагаем ряд мер, например, образовательные – нужно развивать проекты, направленные на построение социального доверия и диалога в местных сообществах. Во всех регионах, где произошли конфликты, уровень доверия снизился значительно. Необходимо увеличить гранты для НПО, так как у населения к ним больше доверия. Также нужно подготовить профессиональных медиаторов, переговорщиков".  

"В каждом регионе мы создали список проблем, которые могут негативно повлиять на межэтническую ситуацию"

Галым Шойкин, заместитель председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития

"До конца прошлого года вопросами межэтнической политики занимались только секретариаты Ассамблеи народа Казахстана. Их функционал был очень ограничен, поскольку он работал только с этнокультурными объединениями. Теперь вопросами межэтнической политики занимаются на местном уровне в структуре акимата области – в управлении внутренней политики, то есть там, где занимаются информационной политикой, взаимодействием с НПО, политическими партиями. Это основной идеологический госорган.

В рамках этого управления мы создали отделы по межэтническому соглашению, определили функционал, задачи, набрали людей. Сейчас госполитика создаётся этими отделами. Внутри этих отделов есть секретариат АНК, который, как и раньше, работают, но отдел в целом сконцентрирован на тех вопросах, которые поднимает наш комитет: формирование гражданской идентичности, координация деятельности других госорганов, от которых тоже зависит межэтническая ситуация в регионе. В рамках этих отделов мы хотим привлечь к работе гражданское общество в нашу работу. Если неправительственная организация – то через социальный заказ, для информационно-разъяснительной работы, например. 


Читайте также: Стандарты межэтнических отношений в Казахстане: какие они и для чего нужны?


АНК мы ориентируем на более просветительскую работу. На наш взгляд, Ассамблея должна выполнять несколько главных функций:

  • идеологическую;
  • информационно-разъяснительную;
  • взаимодействие с этно-культурными объединениями;
  • формирование общегражданских ценностей;
  • медиативную функцию
  • система благотворительности.

Мы АНК ориентируем на то, чтобы все мероприятия проводились с участием НПО. АНК нельзя взаимодействовать только внутри себя, нужно задействовать весь потенциал общества: СМИ, НПО и многие другие. 

НПО в регионах, на местном уровне очень мало, это проблема общая. Мы будем стимулировать наше гражданское общество вовлекаться в нашу работу. 

Мы сформировали карту социальной напряжённости в разрезе каждого населённого пункта, то есть сформулировали все проблемы, которые есть. Это список проблем, которые могут негативно повлиять на межэтническую ситуацию. Например, вопросы ономастики, образовательного, культурного, языкового характера. Кроме того, мы выработали рекомендации, как решать проблемы, и направили их в акиматы.

С помощью неформальных сообществ мы будем решать возникающие проблемы и обновлять эту карту постоянно. В открытом доступе этой карты нет, потому что в ней есть проблемы, которые мы как госорган должны сами решить".   

"Нужны курсы по истории формирования населения" 

Игорь Саввин, социальный антрополог, исследователь 

"Конфликты возникают тогда и там, когда совпадают два условия. Первое – когда государственных, гражданских ресурсов не хватает для решения каких-то конфликтов. Второе – когда в обществе повышена роль неформальной, межэтнической, локальной идентичности. Соответственно, все усилия должны быть направлены на решение этих двух вопросов. Как это сделать на практике?

Мелкие коллизии происходят каждый день, и ресурсы переговорщиков-старейшин в большинстве случаев работают. К сожалению, в последнее время всё сложнее стало сводить всё к договорённостям участников. Люди, которые бросились на помощь к "своим" по этнической, языковой, религиозной принадлежности или землячеству, даже не знают, что произошло на самом деле, причины конфликта им не нужны. Так выражается нехватка их политической идентичности. Это способ самореализации для многих людей, так как отсутствие социальных лифтов и недоверие к власти повышает такие каналы. Это показывает, что элементарное желание что-то изменить вокруг себя приводит к таким формам. Что мы можем сделать? 


Читайте также: Убийство в Караганде в новогоднюю ночь: уроки "Древнего Рима"


Просвещение нужно не только в школах для детей, прежде всего оно нужно для сотрудников акиматов и участковых полицейских. Нужны просто курсы по истории формирования населения. Например, ответы на такие  вопросы как: почему узбеки, курды живут здесь? 

Самыми эффективными в разрешении межэтнических конфликтов будут органы местного самоуправления. Они в самой гуще, им понятны чаяния людей, они знают подноготную участников первичного конфликта. 

С 2002 года по новому проекту о местном самоуправлении был дан авторитет совета биев, уличкомов. Помню, как беседовал с ними, они рассказывали, как им удавалось решать межэтнические конфликты, однако в дальнейшем всё больше и больше их власть ушла в сторону действующих органов власти. Бии превращаются в свадебных генералов, им могут вручать чапаны на тоях, но уже к ним не прислушиваются для решения серьёзных вопросов". 

"НПО могут и должны играть огромную роль в гармонизации межэтнических отношений"

Азиз Бурханов, ассоциированный профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев университета

"Был кризис доверия к госорганам, в том числе в закрытых сообществах были вопросы, поэтому роль разрешения конфликтов на себя взяли неформальные институты: советы старейшин, аксакалы и так далее. Получается, очень долго государство не обращало внимание, абстрагировалось, и мы сейчас видим, что вакуум заполняется институтами гражданского общества. Но насколько мы можем ожидать, что гражданский сектор возьмёт на себя решение этих проблем?

Здесь возникают более масштабные вопросы идентичности личности, конструирование модели. И, конечно, это уже выходит далеко за мандат гражданского общества. Это всё-таки прерогатива государства. Лично я считаю, что НПО могут и должны играть огромную роль в гармонизации межэтнических отношений. Но всё-таки прерогатива государства здесь очевидна. Оно должно занимать более активную роль, потому что в конечном итоге именно государство формирует модель идентичности, языковую политику, образование. 

Есть оркестр израильского дирижёра Даниеля Беринбойма, он известен тем, что оркестр состоит из музыкантов-евреев и арабов. Они дают концерты по миру. Очень интересный феномен, интересная площадка. Решит ли оркестр проблему арабо-израильского конфликта? Конечно же, нет. Наивно полагать, что проблема решится, но он показывает, что арабам и евреям, оказывается, не обязательно друг друга убивать, они могут вместе жить, работать, творить, созидать. Я вижу роль НПО больше в этом, но всё-таки государство должно играть основную роль в модели идентичности".