Министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев представил проект Доктрины достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года.

По его словам, доктрина была разработана на основе моделирования реальной экономики с помощью наилучших передовых моделей. Она будет долгосрочным ориентиром устойчивого развития экономики для государственного и частного сектора, включая международных инвесторов.

Для создания доктрины было разработано два сценария: базовый и углеродная нейтральность.

  • Базовый сценарий – это путь, при котором отсутствуют существенные технологические изменения или политические меры по декарбонизации. Согласно результатам моделирования, это не позволит достичь прогнозных показателей роста экономики. Это связано с влиянием трёх внешних факторов, которые могут оказать на экономику шоковое воздействие. Первый – это введение пограничного углеродного налога, как ЕС, так и другими крупными торговыми партнёрами РК. Вместе с тем, ожидаемое в долгосрочной перспективе снижение цен на энергоресурсы по прогнозу Международного энергетического агентства и воздействие изменения климата на сельское хозяйство также окажет негативное влияние.
  • Сценарий углеродной нейтральности учитывает активные усилия по декарбонизации и достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Он позволит сократить ожидаемый ущерб от ранее упомянутых рисков в базовом сценарии в 2,4 раза.

"Результаты моделирования показали, что к 2060 году Казахстан достигнет чистого баланса нулевых выбросов в масштабах всей экономики. Большую часть выбросов удастся избежать, а оставшиеся неизбежные выбросы будут либо улавливаться, храниться и использоваться непосредственно у источника, либо будут поглощены растительностью и почвой", – отметил Брекешев.

По его словам, в 2017 году топливно-энергетическая корзина состояла на 54% из угля, на 24% – из нефти и 22% – из газа. Расчёты моделей показали, что к 2060 году доля ископаемых энергоресурсов в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов сократится в 3,4 раза и составит 29%, а доля ВИЭ возрастет с текущих 3% до 70%.

В структуре конечного потребления энергоресурсов промышленность и здания потребляли 42 и 40% соответственно, на транспорт приходилось 14% потреблённых энергоресурсов. По расчётам, в 2060 году промышленный сектор будет потреблять 65% всех энергоресурсов. Потребление зданий сократится до 23%, энергопотребление транспорта – снизится до 9%.

Согласно расчётам модели, к 2060 году выбросы в РК всё ещё будут, и составят около 76 млн тонн СО2. По прогнозам, сельское хозяйство будет самым крупным источником парниковых газов в 2060 году. Выбросы составят порядка 42 млн тонн. Это связано с поддержкой сектора животноводства как одного из драйверов развития агропромышленного комплекса.

Вторым крупным эмиттером будет промышленность (чёрная и цветная металлургия, производство цемента и других минеральных продуктов). Выбросы составят более 21 млн тонн. Нефтегазовый сектор будет выбрасывать 6,1 млн тонн.

Также расчёты показали, что в секторе ЖКХ прямые выбросы будут сведены к нулю за счёт мер энергоэффективности, электрофикации, теплофикации, а также широкого применения распределенных ВИЭ. В транспорте выбросы снизятся более чем в 10 раз за счёт электрификации и использования водородного топлива.

Увеличится поглощение выбросов пастбищами и лесными насаждениями. В целом землепользование и лесное хозяйство к 2060 году обеспечат поглощение 45 млн тонн. Оставшиеся выбросы в объёме 31 млн тонн будут компенсированы технологиями улавливания и хранения углерода, что приведёт к почти нулевому балансу выбросов и поглощений.

Расчёты показали, что для достижения углеродной нейтральности в течение 40 лет необходимо инвестировать в низкоуглеродные технологии порядка 650 млрд долларов. При этом, более 80% инвестиций потребуется после 2040 года.
Сектора, требующие наибольший объём инвестиций за 40 лет – это производство электро- и теплоэнергии, транспорт, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, ЖКХ, сельское хозяйство, а также технологии улавливания и хранения углерода.

По оценкам модели, инвестиции в сектор добычи угля, нефти и газа будут сокращаться, ввиду снижения спроса на эти ресурсы в долгосрочной перспективе.

По словам министра экологии, для обеспечения заявленных показателей и цели по достижению углеродной нейтральности необходимо реформировать отраслевые политики, оказывающие влияние на национальные выбросы. Промышленная политика должна учитывать необходимость выполнения Казахстаном международных обязательств по снижению выбросов.