Национальный банк принял решение установить базовую ставку на уровне 10,25% годовых. Соответственно, ставка по операциям постоянного доступа по предоставлению ликвидности составит 11,25%, а по операциям постоянного доступа по изъятию ликвидности – 9,25%.

В Нацбанке объяснили повышение базовой ставки как меру по дальнейшему снижению инфляции в рамках антиинфляционной политики. Informburo.kz интересовалось у экономистов, насколько эффективной станет подобная мера и как она отразится на объёмах кредитования экономики.

По мнению экономиста и директора ТОО "OilGazProject" Жараса Ахметова, инфляция – сложное явление, зависящее от многих параметров. Повышение базовой ставки (сдерживание денежного предложения) – один из инструментов, без которого борьба с инфляцией невозможна.

"Но этого недостаточно для того, чтобы всерьёз сбить рост цен, – добавил эксперт. – Надо принимать и другие меры. Поэтому повышение базовой ставки в условиях растущих цен – шаг неизбежный и необходимый, но как единственный он может только сдержать рост цен, но не привести к снижению инфляции".

Рост цен, по словам Ахметова, не влечёт за собой адекватного роста товарного предложения. Соответственно, надо исследовать, почему производители с запозданием реагируют на рост цен, изучить, что им мешает быстро наладить товарное предложение.

По словам кандидата экономических наук Сапарбая Жубаева, в мировой банковской системе существуют три-четыре инструмента, которыми регулируются масса денег. Повышение базовой ставки уменьшает заинтересованность предприятий и банков в получении кредитов. Коммерческие банки получают кредиты у центрального банка, а предприятия и компания берут кредиты у коммерческих банков.

"Базовая ставка – это цена денег, и если она повышается, естественно, любой человек или предприятие подумают, прежде чем брать кредит. С другой стороны, когда базовая ставка повышается, банки привлекают у людей депозиты по повышенным ставкам", – разъяснил экономист.

Таким образом, по словам Жубаева, масса денег и спрос на товары уменьшаются, соответственно и темпы инфляции становится меньше.  

"Европа и Россия в прошлом году так же корректировали. В РФ, например, с 4,5 сразу подняли до 8 и удержали инфляцию на уровне 5-7%, как мы на 10-15% не спускались. Наш Нацбанк тоже должен был это сделать параллельно российскому. Увеличивать с 9,25, к примеру, до 18 было бы катастрофой, поэтому Нацбанк увеличил до 9,75, а в этом году до 10,25. Надо было в прошлом году сразу до 11,5-12 увеличить", – полагает Сапарбай Жубаев.  

Для простых людей кредиты, по словам, экономиста, будут дороже, и поэтому те, кто сломя голову берёт кредиты под 30-40% годовых, повышения базовой ставки "не заметят", а вот те, кто ловят между 7,11 или 14%, уже задумаются, брать кредит или нет.

Экономист Расул Рысмамбетов также считает, что в прошлом году базовую ставку "недоповысили". По его мнению, в этом вопросе Нацбанк осторожничал, чтобы не вызвать панику и поддержать доверие к тенге.

При этом, отмечает эксперт, нынешнее повышение – сигнал со стороны Нацбанка не для населения, а больше для правительства, которое активно занимает деньги в тенге в ЕНПФ и во многих других местах.

"По моему, Нацбанк говорит таким образом правительству, чтобы оно было осторожнее с затратами. Мол, если вы занимаете, то эти деньги должны быть дорогими, чтобы не было нецелесообразных трат. А на население это сильно не повлияет, потому что всё равно кредиты сейчас банки дают неохотно", – резюмировал экономист.


Читайте также: