Прямой эфир Новости спорта

Ездить на электрокаре в 3 раза дешевле, чем на бензиновом авто. Почему рынок электромобилей в РК ещё не развит

Как развивается рынок электромобилей в Казахстане? Что поможет сделать электрокары популярными в стране и как ведётся работа? Рассказали эксперты отрасли.

Несмотря на то что в Казахстане пока зарегистрировано менее 500 электромобилей, в мире технология развивается быстро и активно, некоторые страны готовы перейти на использование этого транспорта к 2030 году. Казахстан пока не ставит чётких сроков замены привычного транспорта с двигателями внутреннего сгорания на электрокары. Какие необходимо решить вопросы, чтобы казахстанцы активнее использовали автокары, рассказали эксперты и участники рынка.

Мировой опыт

В рамках конференции "Электромобили и инфраструктура" основатель группы компаний "Учёт" и активный пользователь автокара Максим Барышев рассказал о развитии электротранспорта в Казахстане. 

По его словам, в Казахстане чуть менее 500 электромобилей. Если в 2014-2015 годах завозились в основном электрокары марки Tesla, то сейчас это электромобили разных марок: BMW, Audi, Volkswagen и машины китайского производства JAC.

"В 2015-2016 году электромобили появлялись лишь у энтузиастов и тех, кто готов активно бороться за чистоту окружающей среды. Зачастую это была не единственная, не первая, а то и не вторая машина в семье. Когда я покупал автомобиль, то думал, что её можно заряжать почти как телефон – от обычной розетки. Позже я узнал, что нужна розетка с заземлением, а таких в Алматы очень мало. В начале в городе была одна общественная электрозарядка, плюс у каждого владельца электрокара была дома своя зарядка", – отметил он.

Постепенно в городе начала развиваться сеть зарядных устройств. Первая электрозаправочная станция (ЭЗС) появилась на АЗС, расположенной на объездной трассе по пути в аэропорт. Электромашин становилось всё больше, а число зарядных станций не слишком быстро росло, создавались очереди.

"Заправка электромобиля – довольно продолжительное занятие. Самая быстрая зарядка заряжает машину до 100% за 40-60 минут, тогда как заправка бензинового авто длится 3-5 минут", – пояснил он. В Европе эту проблему решают так: кроме ЭЗС на стоянке для машин примерно одно из 20-30 мест отведено для электромобилей и возле них установлены заправочные станции.

Барышев провёл анализ развития рынка электромобилей и инфраструктуры в разных странах. 

"Развитие электротранспорта должно привести к количеству вредных выбросов в мире, но без государственных мер поддержки качественный рывок в этой области невозможен", – уверен он.

Например, в Китае, который является одним из самых быстрорастущих рынков электротранспорта, государство позаботилось о льготах как для владельцев электрокаров, так и для покупателей. Китай продаёт внутри страны электромобили стоимостью менее 10 тысяч долларов (около 4 млн тенге). На электромобилях можно въезжать в центр города в любой день, тогда как для бензиновых машин существует разграничение: часть машин, в зависимости от госномера, въезжает в чётные дни, часть – в нечётные. К тому же на покупку электромашин по госпрограммам были существенные скидки. В Китае построено более 800 тысяч бесплатных зарядных станций – это в два раза больше, чем во всем мире. Для сравнения, в Казахстане 20 общественных станций.

При этом, Китай не является самым крупным рынком. Европа обогнала Китай по количеству приобретённых машин. В 2020 году в Европе было зарегистрировано 1 млн 330 тысяч новых электромобилей, тогда как в Китае – 1 млн 250 тысяч. 

В Норвегии более 50% проданных новых автомобилей – электрические. Этого удалось достичь благодаря ряду мер:

  • электромобили освобождены от налога на импорт;
  • на них не распространяются ставки НДС (размер ставки в стране 25%);
  • не нужно платить за регистрацию авто на собственника, что в пересчёте на деньги – 10 тысяч евро;
  • для экологически чистых машин в некоторых регионах разрешён проезд по полосам для общественного транспорта;
  • льготы на паромные переправы;
  • для электромашин бесплатный проезд по платным трассам;
  • бесплатная парковка в городе, тогда как день парковки для бензинового авто стоит порядка 10 евро;
  • на всех важных трассах на расстоянии около 50 км друг от друга установлены электрозаправочные станции, что значительно облегчает путешествие по стране.

К 2025 году Норвегия планирует отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

В США, где в 2011-2012 годах были выпущены электромобили Tesla, ещё в то время задумались над программой перехода на электротранспорт, но она была приостановлена. Сейчас программа возобновлена и предусматривает полный переход на электромобили к 2035 году. Планируется замена всего государственного автопарка – более 650 тысяч транспортных средств электрическими, американского производства, автопроизводителям выплачивают существенные налоговые льготы.

США, Швеция, Дания, Ирландия, Нидерланды, Индия, Китай к 2030-2035 годам планируют отказаться от транспорта с двигателями внутреннего сгорания.

Но есть страны, которые говорят о невыгодном переходе на электрические автомобили. Самый близкий географический пример – Россия, которая активно экспортирует нефть, газ, нефтепродукты. В 2020 году правительство России утвердило 25-процентную скидку для производителей электромобилей, но воспользоваться ею нельзя, поскольку серийного производства электрокаров нет. Также в России обнулили пошлину на "зелёные" машины – в 12 регионах страны автовладельцы электромобилей освобождены от транспортного налога.

По рейтингу стран, готовых к переходу на электромобили, Россия заняла 23-ю строчку из 25. Лидеры – Норвегия, Швеция и Нидерланды.

Для Казахстана при развитии рынка электромобилей во многом можно применить опыт Норвегии. 

Уже существующие меры поддержки в Казахстане:

  • нулевая ставка таможенной стоимости (действует с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года);
  • отменён утилизационный сбор;
  • нулевой налог на электротранспорт;
  • в Алматы – проезд на Шымбулак;
  • бесплатная парковка на Коктобе.

"Конечно, маловероятно, что Илон Маск решит производить Tesla в Казахстане. Тем не менее ещё в 50-е годы в Восточно-Казахстанской области были открыты залежи никеля и кобальта, которые используются для производства батарей для электромобилей. Можно создать производство батарей и утилизацию использованных батарей. Производство может принести больше, чем продажа сырья. Потребность в электробатареях у рынка уже есть и продолжит расти", – заметил Барышев.

Он считает, что для перехода алматинцев на электротранспорт, необходимо ввести программу субсидирования недорогих электромобилей – дешевле 15 млн тенге, построить инфраструктуру ЭЗС. При этом акцент нужно делать не на Tesla: "она не выйдет на масс-маркет, поскольку машина достаточно дорогая – от 25 млн тенге и за эту сумму можно купить два полноценных бензиновых седана". В масс-маркет могут выйти европейские Volkswagen или китайские JAC.

Казахстанцам может понравиться владение автокаром в том числе из-за более низкой стоимости заправки: в Алматы 1 киловатт электроэнергии стоит около 20 тенге. При ёмкости батареи в 90 киловатт полная зарядка обойдётся в 1800 тенге, что хватит на 300 км пути, а это в 3-4 раза дешевле, чем использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Перспективы развития рынка электрокаров в Казахстане

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Ахметжан Примкулов напомнил, что с 1 июля 2021 года вступает в силу новый Налоговый кодекс Республики Казахстан, в котором установлены более жёсткие требования по количеству вредных выбросов в окружающую среду. В Казахстане большая часть автотранспорта эксплуатируется свыше десяти лет и существенно загрязняет окружающую среду. Развитие электротранспорта может изменить ситуацию в лучшую сторону.

"Казахстан совместно с экспертами из Германии проводит разработку концепции низкоуглеродного развития. В ней учитывается развитие экологичных видов транспорта. Переход должен осуществляться поэтапно, с учётом интересов бизнеса, общества, возможностей государства. Развитие рынка электромобилей предполагает дополнительные затраты на модернизацию и развитие сетей электроснабжения и электростанций в городах, а также обеспечение зарядной инфраструктурой в регионах", – уверен спикер.

По его словам, операторами РОП проводится большая работа по размещению в городах электрозарядных станций, соответствующих международным стандартам. На таких заправках могут заправляться параллельно четыре машины мощностью до 51 киловатта. В Нур-Султане уже размещены 52 ЭЗС, в Алматы – 50 ЭЗС.

Вице-президент АКАБ Анара Макашева отметила, что в стране пока нет чёткого разделения на электромобили и гибриды.

"Для электрокаров и гибридов нужны льготы, однако отличить гибрид от электромобиля или машины с бензиновым, дизельным или газовым типом двигателя только по госномеру нельзя. Чтобы различать машины по типу двигателя и вводить преференции, необходимо чёткое администрирование и учёт. Возможно, нужно будет добавлять опознавательные знаки на экологичные машины, менять цвет госномера или наклеивать соответствующий знак на лобовое стекло", – говорит эксперт. 

Для комфортного пользования электрокарами в Казахстане просто необходима инфраструктура, поскольку не все люди живут в частных или многоквартирных домах с подземным паркингом, где можно установить зарядное устройство. Потребуются изменения дорожной инфраструктуры, строительных ГОСТов, заправок, стоянок. 

Помимо легковых автомобилей на дорогах присутствуют ещё электробусы и грузовые машины с гибридными двигателями (преимущественно газ/бензин). Замена существующего автопарка электробусами – устойчивый тренд. С прошлого года были запущены два предприятия по производству этого вида ТС. Кроме того, казахстанские компании производят транспорт с газовыми двигателями. 

Есть ряд причин, почему ещё нет массового производства более экологичной техники:

  • требуется время на наращивание объёма производства;
  • требуется модернизация инфраструктуры во всех регионах страны.  

Кроме того, чтобы запустить производство определённых марок электротехники, необходимо соглашение с основным брендодержателем – нужно получить доступ к технологиям, приобрести и установить необходимое оборудование непосредственно на предприятиях. 

"Необходимо развивать инфраструктуру, решать вопросы по сертификации, но самое главное, нужно сделать так, чтобы более экологичные автомобили стали доступны казахстанцам. Для стимулирования производства, как и во всём мире, необходимо субсидировать покупку электромобилей и автомашин с более экологичными видами топлива (гибридные, газовые)", – заключила она.

Представитель ТОО "СарыаркаАвтоПром" Роман Кривопаленко рассказал, как в Казахстане развивается производство электромобилей.

"Мы занимаемся сертификацией, тестированием электромобилей JAC IEV 7S. Их покупают как компании, так в частные лица в Казахстане и соседних странах. 50 автомобилей было закуплено российской компанией. JAC IEV S4 – новая, перспективная модель. У неё более ёмкая батарея, большие габариты. Тестировали в суровых погодных условиях Нур-Султана. Сейчас машина проходит серию летних испытаний. По их результатам будет понятно, будет ли запущена модель в массовое производство", – рассказал спикер.

Главный научный сотрудник Технопарка КазНУ имени аль-Фараби Руслан Утебаев, уверен, что в первую очередь для развития рынка требуется выработать единые стандарты. 

"В Казахстане компетентных знаний в области электромобилей и зарядной инфраструктуры у общества, учёных, чиновников, технического сообщества нет. Есть разрозненные знания у отдельно взятых лиц.  Развитие рынка электромобилей и зарядных устройств – хаотичное. Сейчас у нас "салат" из электромобилей различных моделей и зарядных устройств к ним. Единых стандартов нет, что вызывает сложности. Нет и единого плана развития отрасли", – отметил он.

Рыночная цена

Изучив объявления на крупнейшей площадке по продаже автомашин "Колёса.kz", мы составили собственные данные о рынке электрокаров. Всего в Казахстане продается чуть более 140 электромашин.

Самая дешёвая электромашина – Daewoo Nexia 2006 года за 980 тысяч тенге, однако машина не прошла растаможку в Казахстане. 

На заказ можно взять Nissan Leaf 2011 года – от 7 млн тенге. Машину этой же марки 2019 года автодилеры привезут на заказ по цене от 16,5 млн тенге.

Цена на Hyundai Ioniq варьируется от 8,5 до 13 млн тенге.

Volkswagen e-Golf можно купить за 11,8-13,5 млн тенге.

BMW i3 продают от 11,9 млн тенге до 17 млн тенге.

Tesla Model 3 – от 16,5 млн тенге до 84,7 млн тенге.

Audi e-tron – от 24,5 млн тенге до 54 млн тенге

Tesla Model X – от 31,5 млн тенге до 58,5 млн тенге.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров