Прямой эфир Новости спорта

“Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева”. Константин Богомолов рассказал о спектакле, который привёз в Казахстан

Константин Богомолов / Фото Евгении Горобец
Константин Богомолов / Фото Евгении Горобец
Комиксы не так просты, как притворяются, считает известный российский режиссёр.

С 28 по 30 октября в столице пройдут гастроли Театра на Малой Бронной. На сцене театра "Астана Балет" покажут спектакль Саши Денисовой "Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева". В преддверии премьеры в Нур-Султане художественный руководитель театра Константин Богомолов дал эксклюзивное интервью Informburo.kz.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Informburo.kz (@informburo.kz)

– Это первые гастроли Театра на Бронной в период пандемии? Почему вы решили выезжать именно с этим спектаклем?

– Почему этот спектакль? Во-первых, потому что это одна из последних премьер Театра на Малой Бронной. Мы объединены с Казахстаном общим советским прошлым. А спектакль в существенной степени исследует вот это самое советское прошлое, то время конца 70-х – начала 80-х годов, которое знакомо и близко большинству людей, кому за 40. А тем, кому 20-30, может быть просто интересно, в чём варились и жили их мамы и папы, бабушки-дедушки. Одновременно это история не только об исторических процессах, которые происходили, это человеческая история про отношения в семье, сложная история дочери и отца. Там много вещей, которые понятны любому поколению вне зависимости от исторического контекста. Это тоже одна из причин, почему этот спектакль привезён на гастроли. С другой стороны, для нас гастроли – это событие, не просто знакомство с новым зрителем, а ещё выход в гости, что редко бывает в последнее время в силу известных обстоятельств. Такие знаки поддержания нормальной жизни, мне кажется, очень важны для театра как для института, а также для актёров и зрителей.

– Чем может отличаться астанинский зритель от московского? Какой, по вашему впечатлению, у него может быть портрет?

– Нет никакого впечатления. Мы только будем исследовать, знакомиться друг с другом. Для нас это тоже терра инкогнита, и мы не знаем психологического портрета той публики, с которой мы встретимся, есть загадка и существенная доля волнения. Надеемся, общение будет хорошим и взаимопонимающим.

Зарина Беремкул и Константин Богомолов / Фото Евгении Горобец

– Первые отзывы спектакль наверняка получил зимой, когда прошла премьера?

– Да, это были очень хорошие отзывы. Это спектакль стал событийным в Москве. Его делала замечательный драматург и режиссёр Саша Денисова в нашем театре. Я в какой-то момент подключился к этой работе, и немножечко помог. Но это полноценная её работа. Она лауреат "Золотой маски", довольно известный в театральной Москве. Спектакль в итоге оказался на хорошем счету и у критиков, и у зрителей. Он существует пока полгода и, надеемся, будет жить ещё долго не только в Казахстане, но и в городах России.

– Название и описание спектакля "Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева" цепляет тем, что элементы современной культуры попали в прошлое. Хотя зачастую в театрах, наоборот, ставят классические постановки в новой интерпретации. С другой стороны, этих супергероев становится слишком много, в кино прежде всего. Почему они проникли и в театр? Для того, чтобы завлечь молодого зрителя?

– Эти герои – часть большой мифологии, в которой мы живём, культурной мифологии. Мы живём с этими героями, как с героями народных сказок. Они приходят к нам уже в детстве. Как все дети сейчас знают Гарри Поттера, так и все дети знают Бэтмена – Летучую Мышь и тех, кто наполняет Готэм Сити. Голливуд ведь тоже создавался из сказки, как и всё кино, которое  наши дети впитывают с младых ногтей. Мы все выросли в этом культурном пространстве, это часть нашей жизни. Эти образы наполнены нашими представлениями о героизме, о чём-то лучшем, борьбе добра со злом и так далее. Там в спектакле и идёт речь о том, что ребёнок представляет своего папу, обычного советского человека, служащего, в свои мечтах супергероем. Представляет не героем какой-то русской сказки, не Иваном Царевичем, а Бэтменом.

А кем ещё может ребёнок современный представлять своего отца? И это было уже свойственно и советским детям. Это объединяет их с современным поколением.  Интересная мысль, что чаще всего в театре классика осовременивается, а здесь, наоборот получается, современные герои совершат путешествие назад. Но это, скорее, ваше представление, вашего поколения, потому что советские дети уже прекрасно знали о комиксах, и были знакомы с героями американской культуры. Она всё равно так захватывала мир, что проникала даже в такое закрытое общество как советское.

– Вы как-то исключительно позитивно описали это явление – супергероев. Потому что когда ходишь на эти фильмы, те же Marvel, складывается впечатление, что они одноразовые, "попкорновые". Не будет ли эта репутация одноразовости тянуться за этим спектаклем?

– Да нет. Я к этому так не отношусь.

Я на самом деле очень люблю эти комиксы. Это сложная культура, в ней всё неоднозначно. И то, что она завоевала мир, означает, что она не так проста, как может показаться на первый взгляд и как притворяется.

– Вас назначили художественным руководителем Театра на Малой Бронной два года назад, незадолго до начала пандемии. Как Covid-19 повлиял на планы и вашу работу?

– Конечно, это такое время шторма. Назовём так. Для многих компаний, бизнеса, людей. Непросто пережить эти бури. У нас это время ещё совпало с реконструкцией театра, большим ремонтом. Мы открываем заново старое здание в марте-апреле предстоящего года. Но, с другой стороны,

это время позволило многое заново ощутить: ценность театра, репетиционной работы.

Потому что многое замыливается, когда ты в постоянном интенсивном ритме живёшь. Мне кажется, и артисты театра, и режиссёры, и зрители заново осознали необходимость и важность театра в своей жизни.

Ещё есть такая вещь как ограничение посадки в зрительном зале. Вот многие театральные деятели страдают по поводу заполняемости – не 100%, а 50 или даже 25 было одно время.

И когда в зале сидело, допустим, не 1000 человек, а 200-250, они сидели на дистанции друг от друга, вы знаете, это заставляет актёров по-другому работать. К ним предъявляют больше требований – в части их энергии, честности.

Потому что зал перестаёт быть такой толпой, в которой бывает нарушение вкуса и качество работы стирается. В существенной степени всё случилось, как в цитате из Грибоедова в "Горе от ума": “Пожар способствовал ей много к украшенью" (Московский пожар 1812 года во время оккупации города французскими войсками. – Ред.). Можно сказать, что пандемия способствовала во многом украшению театральной жизни.

– Были ли какие-то существенные финансовые потери, что ставило под угрозу деятельность театра?

– В первую очередь финансовые сложности испытали музыкальные театры. Потому что их планирование очень сложное. Много приглашённых звезд, и сроки жёсткие, которые они не могут передвинуть, зависят от контрактов. Это большие траты. Драматический театр менее зависим от приглашённых звезд, поэтому немного легче. Скажем так, в драматическом театре отмена спектакля не так драматична, как в музыкальном, с точки зрения организации и финансов. Могу на примере московских театров заметить – Большого, Станиславского и Немировича-Данченко – для них было тяжёлое время. Нужно отдать должное московской мэрии: нас очень поддерживали и помогали, и компенсировали какие-то выпадающие расходы, то есть недополученную прибыль с продажи билетов. Это позволило нам продержаться на плаву, в общем, не очень остро ощущать все проблемы, связанные с пандемией.

– То есть субсидии получили все московские театры?

– Да.

– Как переживали артисты это период? Как вы говорили, они испытывали больше давления, стресс. Приходилось ли иногда принимать какие-то меры?

– Мер никаких не приходилось предпринимать. Слава Богу, алкоголизм ушёл из театра вместе с советскими временами. Артисты перестали заливать свои депрессии водкой. Все как-то мужественно, осознанно проходили тот период. При этом репетиции не останавливались, совсем всё закрыто было только на короткий период, и это спасло. Даже съёмочный процесс был на минимальный срок остановлен в Москве за время пандемии. Быстро возобновили. Другое дело, что все группы стали строго соблюдать карантинные меры, из-за этого существенно возросли бюджеты фильмов за счёт необходимости делать ПЦР-тесты постоянно, из-за присутствия врачей. Мне кажется, по крайней мере в Москве, учреждения культуры довольно безболезненно прошли этот период за счёт правильной организации дел и благодаря поддержке властей.

Фото Евгении Горобец

– Какие сейчас ограничительные меры действуют в российских театрах?

– Они всё те же. Масочный режим. В последние недели обязательность QR-кодов – либо вакцинация, либо свежая справка ПЦР-теста. Дистанцирования в театре уже нет, можно наполнять на 100%. Сейчас в Москве локдаун на 10 дней, но театр и другие объекты, которым разрешили работать, будут открыты.

– Вы были режиссёром первого сезона успешного сериала "Содержанки",  довольны ли вы двумя последующими, над которыми работали ваши коллеги?

– Я не могу комментировать эту историю, поскольку я создавал первый сезон, и дальнейшее существование этого сериала – это делают партнёры и друзья, кому могу только пожелать успеха. Я предпочитаю не комментировать это, как и в целом работу своих коллег. К сожалению, такое правило соблюдают не все актёры и режиссёры, высказываются, что им нравится или нет. Но я считаю, что это не предмет публичного обсуждения для профессионала.

– Тогда спрошу по-другому. Вы бы сделали финал таким же?

– Насколько я понимаю, это не финал, будут ещё сезоны.

– Напоследок расскажите, пожалуйста, почему стоит в ближайшие три дня сходить на спектакль вашего театра?

– Мне кажется, вообще надо ходить в театр. Почему прийти на этот спектакль? Мы хотим поделиться тем хорошим, что у нас есть. Потому что нечасто в наше время есть возможность обменяться впечатлениями, поделиться искусством. Этот спектакль принесёт вам и радость и какие-то мысли, чувства. Мы всех вас ждём и надеемся, что вам здесь будет хорошо.


Читайте также:


 

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров