Экономист Галим Хусаинов размышляет об эффективности поддержки ремесленничества в Казахстане.
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентоспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешёвым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством – сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на население в 300 тысяч человек, а товары длительного пользования – на 100 млн человек.
Поэтому когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидим большого эффекта и, как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе – ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются ещё как Китайская Республика, и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определённых компонентов IT-индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35% экономики, то сейчас – менее 3%. Население Тайваня – 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоёмких и наукоёмких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспортно ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18-е место по ВВП на душу населения. При этом создание инвестиционного климата и развитие капиталоёмких и наукоёмких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на одного жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даунтауны и так далее, но это всё уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Опубликовано на странице Галима Хусаинова в Facebook
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🤩 Миграционные услуги в Алматы оказывают по новому адресу
- 6873
- 0
- 6
-
2‼️ Казахстан вводит запрет на экспорт сахара до конца лета
- 4372
- 2
- 31
-
3⚠️ Список алматинских дорог, которые акимат планирует ремонтировать в 2024 году
- 3597
- 3
- 6
-
4🇰🇿 Артисты Алматинского цирка заставили зал и судей аплодировать стоя на Britain’s Got Talent
- 3272
- 1
- 81
-
5🌞 Тёплая погода ожидает казахстанцев в праздники
- 3165
- 0
- 17
-
6☄️ Новые правила ПДД начали действовать в Казахстане
- 3280
- 2
- 14
-
7➡️ "Список девственниц": провинившихся могут наказать, даже если уголовное дело прекратят
- 3346
- 2
- 21
-
8📖 Национальный день книги могут начать отмечать в Казахстане
- 3323
- 0
- 27
-
9❗️Токаев назначил нового министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 3391
- 2
- 30
-
10❓ Деньги на чёрный день, или Как работает страхование жизни в Казахстане
- 3235
- 3
- 9