Прямой эфир Новости спорта

"Алматыэлектротранс" и общественный совет обвинили "Онай" в монополизации рынка

Для того, чтобы "Онай" продолжал работать, компания должна поддержать конкуренцию на рынке и найти общий язык с перевозчиками, считают члены совета.

Общественный совет и муниципальный автопарк "Алматыэлектротранс" выдвинули требования к оператору электронного билетирования "Онай" ТОО "Транспортному холдингу города Алматы". В случае их невыполнения, члены общественного совета требуют от акимата расторгнуть договор с компанией. 

Обвинения "Онай" в монополизации рынка. Одна из причин конфликта с "Онай" – это ограничения, выставленные для работы компании SMSBus, которая предоставляла возможность оплаты проезда по единому QR-коду через приложения Beeline, Kaspi и Halyk Bank. Ранее акимат заявил перевозчикам, что не будет выплачивать субсидии по данным компании SMSBus. Управление городской мобильности считает, что городу необходима единая система электронного билетирования. История эта длится не первый год.


Читайте также: SMSBus: Акимат Алматы требует, чтобы перевозчики отключили оплату за проезд через QR-код Beeline, Kaspi и Halyk Bank


"Транспортный холдинг Алматы", злоупотребляя своим монополизмом, пользуясь содействием управления городской мобильности, выдавливает с рынка операторов электронного билетирования, которые расширяют спектр предоставляемых услуг, что очень удобно пассажирам. Тот, который забыл дома карту "Онай", или гость города может спокойно заплатить банковскими картами или через приложения. Это очень удобно. Также с расширением спектра предоставляемых услуг оплаты мы освобождаем водителя от необходимости брать деньги за билеты, давать сдачу", – заявил член общественного совета Алматы Сабит Аманбаев.

По его словам, в Алматы 90% всех ДТП происходит в тот момент, когда водитель отвлекается от своей основной задачи – от безопасного вождения и качественного обслуживания пассажиров.

"В этом и заключается проблема. Мы должны развивает конкуренцию в этом поле, что сразу же скажется на качестве и стоимости услуг операторов электронного билетирования", – сказал он, добавив, что "Онай" на протяжении трёх лет уходит от конструктивного диалога.


Читайте также: Управление городской мобильности Алматы выступает за единого оператора в общественном транспорте


Обвинения "Онай" в плохой работе и использовании старого оборудования. По словам Сабита Аманбаева, претензии у автобусных парков к "Транспортному холдингу города Алматы" есть и по снижению полноты сборов.

"Более 30% сегодня – "зайцы", доходы остаются в тени. Это сокращает объём оборотных средств автобусных парков и увеличивает необходимость субсидирования из бюджета. Двойной финансовый удар наносит и развивает теневую экономику. Для борьбы с теневыми потоками финансов может эффективно служить внедрение различных видов оплаты, таких как SMSBus. Здесь на рынке нельзя ограничивать количество игроков, тогда выиграет потребитель – пассажир", – отметил он.

Глава комиссии по вопросам предпринимательства, экологии и городской мобильности общественного совета Алматы Борис Джапаров заявил, что замечания, высказанные "Транспортному холдингу Алматы", компания не исправляет.


Читайте также: Автопарк "Мадина" пожаловался на "Онай" в прокуратуру Алматы


"Руководители автопарков жалуются, что собираемость денег за проезд на 30% меньше, чем количество пассажиров. В городе молодёжь говорит "спасибо" автобусным паркам за бесплатный проезд. К примеру, в городе есть 18-метровые длинные автобусы, обычно те, кто заходит с третьей и четвёртой двери, вообще не платят. Иногда ездим и наблюдаем. По договору контролировать должен "Транспортный холдинг". На замечания они оправдываются, что расходы какие-то идут, что автоматы меняют, постоянно новую технику ставят и так далее. А там стоят валидаторы уже по восемь лет. На них смотреть стыдно. Морально устаревший аппарат. Снижения собираемости денег отражается на том, что субсидии от УГМ в адрес конкретного автопарка тоже снижаются на 30%. Они скажут: собираемость у вас меньше и почему мы должны субсидировать в воздух", – заявил Борис Джапаров.

"Транспортный холдинг города Алматы" контролирует безбилетников только у пяти перевозчиков. В компании работают всего 100 контролёров. 

"Мы сейчас говорим о 100 сотрудниках в контрольно-ревизионной службе, которые в штате. Если у каждого по 200 тысяч тенге зарплата, это 20 млн в месяц, а в год – 240 млн тенге. Может чуть больше. Мы платим 600 млн. За что мы платим? Услуги за 600 млн не получаем. Тот же 212 маршрут – в четырёх автобусах сломалось оборудование. Мы целый день прождали, пока отремонтировали. Итог: автобусы не выходят линию, пассажиры ждут. В марте мы директору "Транспортного холдинга" Садиру Хамраеву предлагали встретиться и обсудить вопросы. Ни ответа, ни привета, полгода прошло. Так больше продолжаться не может! Наша задача – автобусы помыть, почистить и исправно выпустить. Весь остальной контроль должен быть за "Транспортным холдингом", – заявил представитель муниципального автопарка ТОО "Алматыэлектротранс". 

Борис Джаппаров считает, что "Транспортному холдингу города Алматы" пора пересмотреть подходы к работе.

"Из ваших выступлений и реакций мы понимаем, что вы не собираетесь прислушиваться к мнению автопарков. Тем самым вы наносите вред нашему городу в целом. Резюмируя, можно сказать, что вы направлены на то, что собрали худо-бедно, никаких инвестиций, как можно меньше, ни копейки в сторону. Это антигосударственный подход! Вам надо обратить внимание на это и передать руководству УГМ Гани Мырзаханову. Ситуация не терпит отлагательств. Надо вопрос решать. Либо избавляться от таких фирм. Может, фирма хорошая, но от специалистов, которые не находят общий язык с перевозчиками, не поддерживают конкуренцию. Живите в реальном времени! Об инвестициях, новых технологиях и технике говорить не приходится. Люди простые говорят, что "Онай" это вчерашний день. Шесть лет назад актуально было", – отметил Борис Джаппаров.


Читайте также: В Алматы на маршрутах АЭТ отключили оплату проезда через QR-код банков и мобильных операторов


Позиция холдинга. Представители "Транспортного холдинга города Алматы" пояснили, что при заключении контракта с акиматом об организации электронного билетирования, компания взяла на себя обязательства по обслуживанию льготных категорий пассажиров. Комиссию "Онай" не получает с транзакций алматинцев, которым положен бесплатный проезд. 

"Оператор, который хочет зайти, вернее уже зашёл на рынок, берёт плату только с обычных горожан, кто платит 80 тенге. При заключении контракта в 2014 году холдинг взял на себя обязательства по обслуживанию льготных категорий пассажиров. Мы получаем свою комиссию от ставки от фактически оплаченного проезда по 80 тенге. От школьника мы получаем за 40 тенге. Заходит оператор, который предлагает оплату по банковской карте, Kaspi QR. Это та категория пассажиров, которая ездит по 80 тенге. Грубо говоря, мы с них получаем комиссию. Когда такой оператор заходит, мы понимаем, что он оставит льготную часть, заберёт ту часть пассажиров, которые платят по 80 тенге. Это наши финансовые риски, мы теряем свою выручку. NLP у компании до сих пор отрицательный", – сказал заместитель директора ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" Алексей Тен.

"Транспортный холдинг Алматы" настаивает, что в городе должен быть единый оператор электронного билетирования.  

"Вопрос затронули о монополии. В 2014 году объявляли конкурс, требованием которого были инвестиции. Мы с 2014 года инвестировали 3,9 млрд тенге. Две девальвации прошло за этот период. Если смотреть валютные затраты частных инвестиций – это долго окупаемый. Тариф с 2012 года 80 тенге. Скоро 10 лет пройдёт, как тариф не пересматривали", – отметил он.

Что касается плохого контроля за безбилетниками в автобусах и троллейбусах муниципального автопарка, Алексей Тен отметил следующее:

"Конкретно муниципальный перевозчик писал письмо, что мы не дособираем 30%. У нас есть данные. Прикидываем, какая доля рынка должна быть у "Алматыэлектротранса". У него тогда доля рынка должна быть 70-80%. По какой логике считают, что такая доля рынка должна быть? Выход у него ниже, чем у частных парков. Логику в цифрах пока тяжело объяснить. Мы когда подняли статистику, мы увидели, что маршруты забирают у этого перевозчика".

В 2018 году SMSBus и "Транспортный холдинг города Алматы" не смогли договориться об интеграции в единую систему электронного билетирования. SMSBus не понравилась высокая комиссия. С тех пор компания продолжала принимать оплату проезда, а акимат – выплачивать субсидии и по такому виду платы за проезд. Но в начале сентября акимат пригрозил перевозчикам, что не будет выплачивать дотации по транзакциям SMSBus.

1 октября 2015 года в Алматы запустили электронное билетирование "Онай". "Транспортный холдинг города Алматы" с этого момента обещает запустить оплату через банковские карты – это не сделано до сих пор. Через их систему можно оплачивать поездку в общественном транспорте только с помощью специальных карт "Онай", по QR-коду терминала через приложение "Онай" и SMS-сообщения, а также через USSD-код. Стоимость проезда 80 тенге при оплате электронным способом, при оплате наличными – 150 тенге.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров