Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
-
1🔊 Как интересно провести выходные 4 и 5 мая в Алматы и Астане
- 6691
- 1
- 2
-
2🛠 Во сколько обойдётся бюджетный ремонт в однушке, или Как уложиться в миллион тенге?
- 4489
- 0
- 2
-
3🤩 Отсрочку по оплате коммуналки предоставят пострадавшим от паводков в Казахстане
- 4470
- 2
- 7
-
4😔 Грузовик с мороженым сбил 29 детей в Кыргызстане
- 3953
- 1
- 115
-
5❓ Какие продукты и услуги подорожали в апреле в Казахстане
- 3781
- 2
- 3
-
6💸 Казахстан тратит на обороноспособность на уровне самых бедных стран
- 3819
- 11
- 69
-
7🔥 Склад с хозтоварами тушат в селе Бесагаш Алматинской области
- 3755
- 0
- 8
-
8ЧП произошло на шахте имени Костенко: всех шахтёров вывели на поверхность
- 3925
- 1
- 51
-
9⚡️ Майнинг-ферму за 230 млн тенге конфисковали у фирмы в Костанайской области
- 3638
- 1
- 17
-
10🤩 Выпускников нескольких факультетов медвузов Казахстана перестали считать врачами
- 3580
- 2
- 30