Прямой эфир Новости спорта

Ролевые игры: кем представляются телефонные мошенники и как действовать

Фото depositphotos.com
Фото depositphotos.com
Informburo.kz совместно с ForteBank рассказывает, как не растеряться и правильно реагировать на подозрительные звонки.

Многочисленные разоблачающие ролики в соцсетях, SMS-рассылки от госорганов, уведомления от банков и масса  другой предупреждающей информации показывают: проблема телефонного мошенничества всё ещё актуальна и пока имеет эволюционно-цикличный характер. Почему мошенникам удаются их афёры, как они изощряются в своих схемах, какие традиционные и новые способы используют, кого выбирают в качестве жертв и как обезопасить себя и своих близких – в партнёрском материале Informburo.kz и ForteBank.

Кто под прицелом

По данным социологического исследования, проведённого Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка, 55,8% респондентов сталкивались с финансовым мошенничеством: чаще всего – с телефонным (вишинг – 34,2%) и через интернет (фишинг – 32,7%), 11,5% – с афёрами с платёжными картами. Самыми распространёнными способами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), а также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%).

В 56% случаях граждане распознают аферистов, с другой стороны, 44% остаются в группе риска.

Чаще всего это старшее поколение – 50,7% респондентов в возрасте 63+ оказались более доверчивыми, а 6,3% пенсионеров частично передавали информацию мошенникам и никто из них не уточнял информацию у организации, которой прикрывался звонящий. 

Интересна гендерная специфика: чаще всего мошенники пользуются доверием женщин, но срабатывают их методы в 9,2% случаев. Также данные исследования показывают, что больше всего подвержены риску экономического мошенничества жители мегаполисов.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

По итогам исследования АРРФР, маскировка мошенников под работников финансовых организаций для обмана граждан с целью получения доступа к личному кабинету в мобильном устройстве остаётся наиболее используемой. 

"Мошенники традиционно представляются сотрудниками банков. С недавних пор они работают командами и одновременно "ведут" жертву, переключая звонок друг на друга. Кто-то играет роль сотрудника банка, кто-то – представителя государственной организации, третий выступает в качестве офицера полиции. Говорят уверенным, поставленным голосом, входят в доверие, даже могут прислать на WhatsApp документ с логотипом госоргана, выдавая его за официальное письмо, а на самом деле – фальшивку", – уточняют в ForteBank.

В основе "спектакля" якобы благая цель – сохранить средства клиента на банковском счёте, которые пытаются украсть мнимые злоумышленники. Этим манипулируют, давят, запугивают, торопят, вынуждают принять сиюминутное решение здесь и сейчас, не оставляя время на раздумья. Психологическое давление в чуть больше трети случаев приводят и в исследовании АРРФР.

Задействуют и технологические возможности – телефонные номера берут из всевозможных источников (например, с сайтов с объявлениями, маркет-плейсов, где номер пользователя находится в открытом доступе, и из открытых чатов). Затем через сервис определения владельца номера узнают имя и фамилию, а по ним находят человека в соцсетях. Иногда звонок производится с номеров, дублирующих номера банков, через сервисы по подмене номера.

"Аферисты убеждают клиентов установить приложения AnyDesk или TeamViewer, через которые они могут видеть экран и управлять телефонами клиентов удалённо, а также узнать конфиденциальные данные (SMS-коды, личные данные клиентов и пр.)", – разъясняют в банке и предупреждают, что делать это категорически не нужно и настоящим сотрудникам банка не требуется.

Если истории с "сотрудниками службы безопасности" у всех более-менее на слуху, то есть нестандартный сценарий, набирающий обороты и выбивающий неподготовленного человека из колеи.

Звонящий чеканит свои данные и данные потенциальной жертвы, представляясь следователем, сотрудником прокуратуры, МВД, полиции – чем весомее и устрашающе звучит должность, тем быстрее наступает эффект неожиданности. Они, как правило, сообщают о подозрительных операциях на счёте, попытке оформления или уже оформленном кредите, о проводимом расследовании в отношении работников банка или пугают "воспрепятствованием расследованию", нарушением законодательства и другими факторами, с которыми обычный человек знаком едва ли. 

В ситуации, когда звонит мошенник, люди и так теряют бдительность и "отключают" критическое мышление, не готовы адекватно отреагировать. Когда жертве звонит незнакомец и представляется должностным лицом из полиции, поставленным голосом называет его по имени и фамилии, человек уже склонен ему верить.

Существуют и другие, мягкие методы: например, звонивший представляется сотрудником сервиса продажи билетов, в процессе диалога выясняется, что никаких билетов вы не покупали, хочет "вернуть" вам средства и для этого после разговора отправит вам ссылку для подтверждения отмены.

Во всех случаях механика схожа: вымышленные сотрудники просят непременно быстро подтвердить данные по ссылке, запрашивают пин- или CVV-код, просят продиктовать пароль из SMS, перевести деньги на другие счета и карты, установить сторонние приложения и тому подобное. То есть перевести диалог на стороннюю площадку.

Предупреждён – вооружён

Согласно данным исследования АРРФР, уровень осведомлённости граждан о том, что делать в случаях мошенничества, довольно высокий: чаще всего люди перепроверяют информацию (37,9% – однако, следует учесть риски наткнуться на ложно-подтверждающий сайт, зеркальный, однодневный, которые, к слову, мошенники активно используют), или обрывают звонок (29,8%). В правоохранительные органы обращается крайне низкое число  респондентов (3,1%), что несёт за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.

Помимо этого, в рамках мер противодействия экономическому мошенничеству в Казахстане начали применять антифрод-систему, блокирующую звонки с незарегистрированных или подменных абонентских номеров. Так, за первые два месяца 2023 года было заблокировано 8 млн звонков. К процессу подключились сотовые операторы, дорабатывающие алгоритмы для полного исключения сомнительных звонков, и банки.

"Банки по запросу полиции предоставляют все сведения, необходимые для следствия. В настоящее время ведётся обсуждение вопроса о механизмах оперативного обмена данными между банками, регулятором, правоохранительными органами", – уточнили в ForteBank.

Никогда не разговаривайте с незнакомцами

Помните: мошенники совершенствуют свои модели поведения, играя на ваших слабостях, амбициях и страхах, подстраиваясь под сервисы и компании, прикрываясь именами и брендами.

  • Не отвечайте не незнакомые номера. В цифровом этикете принято предупреждать о предстоящем звонке, соответственно, с вашей стороны – заказывать его и ожидать. В отношении правоохранных процедур и вовсе регламентирован порядок действий со стороны органов.

"Важно помнить: работники банков не звонят клиентам и не спрашивают у них о наличии счетов, не просят назвать данные карты, CVV-коды и коды из SMS, не рекомендуют устанавливать сторонние мобильные приложения и не высылают дополнительные ссылки, не пытаются получить доступ к личным кабинетам, не предлагают перевести деньги на другие счета и карты, электронные кошельки или совершать другие действия по счёту удалённо", – напоминают в ForteBank. – Не перезванивайте по входящему номеру, даже если вам говорят, что так можно делать, чтобы удостовериться, не вступайте в переписки в сторонних мессенджерах".

  • Если вы не ждали звонка, не пользовались тем или иным сервисом, а вам позвонил незнакомый человек и представился работником банка или другой организации, просто прервите разговор без лишних объяснений. Если звонок всё-таки принят, разговор поддерживается, но его суть вас настораживает, прекратите общение и перезвоните для проверки – у каждой организации есть контакт-центр. Для клиентов Forte – 7575. Если звонит "следователь", попросите назвать его номер рабочего телефона и адрес работы, звание, ФИО руководителя и передайте эти данные в контакт-центр. Как правило, разговор далее проходит совсем не по сценарию.
  • Соблюдайте цифровую гигиену: не скачивайте модные приложения, проверяйте адреса сайтов на правильность написания, а праздничные акции – в официальных источниках, не делитесь своими данными на сайтах, не реагируйте на письма и предложения, требующие подозрительных действий, даже от знакомых людей.

Читайте также: Можно ли вернуть деньги, которые вы отправили мошенникам

Новости партнеров