Прямой эфир Новости спорта

Блокчейн, майнер, ферма. Заменят ли криптовалюты привычные деньги?

Иллюстрации Дины Ли
Иллюстрации Дины Ли
Майнинг – явление, которое набирает популярность в Казахстане. О философии криптовалюты и о том, как казахстанцы зарабатывают на блокчейне, рассказали эксперты.

Борис (имя изменено по его просьбе) майнил два месяца, но не для того, чтобы заработать денег, а из-за интереса к технологии блокчейна. Это был способ узнать что-то новое. Майнить он перестал так же внезапно, как начал. Причём лишь из практических соображений: стало сложно охлаждать ферму. Для этого требуются хорошие вентиляторы, так как помещение может нагреться почти до 60 градусов. Однако Борис не исключает, что ещё вернётся к добыче "эфира".

"Поначалу мне просто стало интересно возиться со всем этим. Я понимал, что не разбогатею на этом сию секунду, но всё-таки какая-то прибыль была. Я сразу же столкнулся с проблемой: оборудование для майнинга уже раскупили. Но я всё же сумел урвать последние четыре видеокарты по более-менее приемлемой цене и начал собирать свою ферму. В магазинах их оставалось мало, и сейчас они в ограниченном количестве, то есть всё скупили. Сейчас вся эта волна у нас немного пошла на спад, и видеокарты начали продавать", – рассказывает Борис.

Как говорит Борис, неделю ему пришлось возиться со своей фермой, настраивая автоматический режим работы.

"Моя ферма представляла из себя деревянный каркас, к которому были подкручены карты, снизу – материнская плата. Грубо говоря, компьютер, просто в необычном корпусе. Периодически надо поглядывать, следить за курсом, переключаться на другие валюты при необходимости. Я управлял своей фермой удалённо, то есть сидеть на ней целыми днями было необязательно", – делится опытом Борис.

Майнинг многие казахстанцы всё ещё воспринимают как нечто малопонятное: производятся некие вычисления, с помощью которых получаются деньги. Борис к такому непониманию относится спокойно и, как другие майнеры, предпочитает не афишировать своё увлечение.


Иллюстрации Дины Ли


Как появилась криптовалюта?

Создателем биткойна считается Сатоси Накамото. При этом никто не знает, реальное ли это лицо или название группы людей, создавших криптовалюту. Но сама концепция системы предполагает, что авторство не принципиально. Биткойн 0.1 был выпущен 9 января 2009 года.

Революционность идеи была в том, что это первая электронная платёжная система, основанная на математических вычислениях. Такая валюта выходит за рамки привычной парадигмы: её не выпускает кто-то конкретный, она децентрализована. Операции проводятся без посредников. Эмиссия валюты происходит посредством работы миллионов компьютеров, которые занимаются вычислением математических алгоритмов по всему миру. Этот процесс и называется майнингом.

Курс биткойна к доллару в 2009 году составлял 0,003 доллара за BTC, к 2016 году он достиг 1000 долларов за ВТС. В начале 2017 года биткойн обвалился более чем на 35%. Но в мае текущего года установил рекорд, достигнув исторического максимума – 1 839 долларов. На момент написания статьи курс этой криптовалюты равнялся 2 674 долларам.

Существование криптовалюты основано на блокчейне. Это по сути непрерывная последовательная цепочка блоков с данными. Блоки содержат информацию обо всех транзакциях в платёжной системе криптовалюты.

Система анонимна, в ней нет имён, лишь номера кошельков. При этом блокчейн – это децентрализованная база данных,она распределена на несколько тысяч компьютеров по всему миру. Поэтому блокчейн обеспечивает операциям по криптовалюте прозрачность и полную автономность.

После создания биткойна появилось множество других криптовалют. В марте 2015 года их количество превышало 2000. Есть даже криптовалюты, названные в честь Путина и Трампа.

В 2015 году появился Ethereum (эфир, эфириум). Идея "Эфириума" была предложена канадским программистом российского происхождения Виталием Бутериным. В 20 лет Бутерин разработал платформу Ethereum для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, работающих на базе умных контрактов. Программный код эфира более безопасен, чем у биткойна, и подходит не только для финансовых операций, но и для применения блокчейна к юридическим сделкам.

Как собрать "ферму"?

Чтобы начать майнить и зарабатывать на криптовалюте, нужно оборудование. По сути, ферма для майнинга – это компьютер с мощной видеокартой. Фермеры говорят, что майнить биткойны сегодня фактически не имеет смысла – на aliexpress уже можно купить оборудование, адаптированное для майнинга, а значит, более эффективное. Такими агрегатами размером с тостер в Китае, например, забивают целые здания и добывают криптовалюты в промышленных масштабах. Впрочем, и одиночных участников системы стало слишком много.

Начинающие фермеры обычно майнят альткойны, то есть альтернативные валюты, которые работают по принципу биткойна. Самая популярная в этом плане криптовалюта – эфириум.

Как нам рассказал Борис, чтобы собрать наиболее простую ферму, понадобится четыре видеокарты, часто используют, к примеру, GeForce GTX1060. Видеокарта AMD Radeon RX470 обойдётся примерно в 300 долларов. Дешевле стоит менее мощный AMD Radeon RX 480 – 200 долларов. Также понадобится процессор, материнская плата, блок питания, жёсткий диск, эмулятор монитора, переходники, оперативная память. Оборудование с ростом популярности майнинга дорожало.

"Сейчас видеокарта стоит 100 тысяч примерно, – говорит Борис. – Раньше стоила 70. Конечно, можно майнить с помощью специального процессора. Но он жрёт очень много электричества и стоит бешеных денег. Поэтому видеокарта – это самое бюджетное. Сейчас оборудование заказывают в Китае, это дешевле. Но риск в том, что нет гарантии, нельзя принести в магазин и обменять. В этом заключается риск".


В Китае криптовалюты добываются в промышленных масштабах


Сколько можно заработать на майнинге?

Чтобы создать крупные фермы, нужны существенные финансовые вливания. Плюс помещение с хорошей системой охлаждения. Большие фермы выгодно содержать там, где дешёвое электричество.

"Курс то падает, то поднимается, сейчас доход в два раза меньше: где-то восемь долларов в день. Завтра может быть больше или меньше. Большой доход от майнинга можно получать, если хорошенько вложиться в это. Не на одной ферме, а на нескольких, и желательно устанавливать это всё в том регионе, где электричество подешевле. Тогда, я думаю, можно себя обеспечивать. Но есть риск. Окупаться при нынешнем положении дел это будет где-то полгода. Раньше можно было и за два месяца это сделать. Те, кто вошёл раньше, в мае, скажем, когда была волна, заработали очень хорошо, скорее всего", – прокомментировал Борис.

Сколько же можно заработать, добывая эфириум? При наличии четырёх видеокарт в день в среднем можно намайнить 0,03 эфириума в день. С учётом курса на момент написания материала (226 долларов) – это примерно 7 долларов в день. При расчёте прибыли стоит учитывать расходы на электроэнергию.

По мнению финансового консультанта Александр Колохматов, майнинг биткойна – весьма прибыльный бизнес.

"При курсе более двух тысяч долларов и стоимости оборудования с доставкой порядка двух тысяч долларов, а может выйти и меньше – 1700, 1800 "грязными", без учёта электричества, одна "железка" даёт 12 долларов в сутки, – рассказывает Александр Колохматов. – Вот считайте. У одной железяки потребление киловатт, как примерно у хорошего утюга. Соответственно, за 24 часа такой включённый в розетку "утюг" съедает где-то 52 доллара в месяц. Получается очень выгодный бизнес. Он очень предсказуемый, не надо нанимать работников, кого-то подпинывать, общаться с налоговиками, бандюганами или ещё с кем-то. Если сделать всё очень скрыто, тихо-мирно – никаких проблем. Вложения те же самые: купил "железяку" – 12 долларов в день. Для Казахстана это очень выгодно".

По словам другого анонимного майнера, год назад, когда эфир стоил 40 долларов, можно было на компьютере с тремя мощными видеокартами добывать до нескольких монет в неделю. Сейчас при тех же условиях намайнится одна. Дело в том, что вырос интерес к криптовалютам, появилось много участников системы, выросла конкуренция. .

Будущее блокчейна

Одни считают криптовалюту гениальным изобретением человечества, другие – обычной финансовой пирамидой. Отношение различных государств к биткойну неоднозначно. Ведь сама философия криптовалюты противоречит концепции власти и контроля. Тем не менее правительства разных стран уже думают, как использовать блокчейн с выгодой для себя.

Ещё в 2016 году минфин России предлагал сажать за выпуск биткойнов на семь лет. Но уже в этом году глава Сбербанка Герман Греф высказался в пользу регулирования биткойна государством. А швейцарский частный банк Falcon, к примеру, запустил услугу покупки и хранения биткойнов.

В Казахстане также идут разговоры о развитии блокчейн-технологий. Год назад гендиректор Almaty Tech Garden Санжар Кеттебеков заявил, что IBM намерена инвестировать 3 миллиона долларов в создание и развитие блокчейн-лаборатории в Казахстане. А Нацбанк РК недавно объявил о том, что запускает проект по покупке и продаже ценных бумаг на основе блокчейна.

С помощью криптовалюты, в принципе, можно выполнить любую операцию – главное, чтобы услугодатель принимал эту валюту. К тому же при помощи криптовалюты можно безопасно и без посредников осуществлять сделки.

Экономист Рахим Ошакбаев входит в группу инициативных лиц под названием "Синий Blockchain". Эта команда работает над применением блокчейн-технологий в Казахстане. Рахим Ошакбаев считает, что популярность криптовалюты у разных слоёв населения сегодня объясняется рядом причин.

"Интерес к криптовалютам можно разделить на спекулятивный, "гиковский", анархический или либертарианский и теневой, – прокомментировал Рахим Ошакбаев. – Спекулянты видят в них возможность быстро заработать на росте или арбитраже криптовалютных курсов, гики видят в них очередную техноигрушку, а анархисты видят возможность в новом переделе мировой финансовой системы. Также есть большой объём теневого сектора, в частности биткойны часто используются на теневых рынках, так как это анонимно и относительно безопасно. В целом Bitcoin как самая распространённая и капитализированная валюта за шесть лет получила рост на 25 тысяч процентов – крайне сложно найти финансовый инструмент с аналогичной доходностью. Возможно, это и разжигает азарт как у профессиональных, так и непрофессиональных игроков".

Кроме того, рынок криптовалют ещё очень мал, и курс электронных денег меняется в зависимости от инфополя:

"В текущий момент рынок криптовалют крайне молодой, и криптовалюта воспринимается больше как товар, чем валюта, а товарам свойственна такая высокая волатильность, посмотрите рынок нефти. Большинство игроков впервые торгуют на бирже и легко поддаются как эйфории, так и панике, например, цена на "эфир" падала при новости о смерти Виталика Бутерина, сооснователя проекта Ethereum, позже выяснилось, что новость фейковая, но игроки не спешили возвращаться на прежние позиции.

Также фундаментальным фактором является капитализация рынка криптовалют, которая не превышает 89 млрд долларов, а это очень мало для мирового рынка. Это значит, что даже наш Национальный банк может зайти на рынок малыми интервенциями и устроить спекуляцию на высоком уровне".

Александр Колохматов за признание государством блокчейн-технологий. При этом он считает, что правительство не должно пытаться регулировать эту сферу при помощи привычных механизмов, так как с критповалютой такой подход невозможен.

"Такое понятие, как "биткойн", в нашем законодательстве не определено. Ты можешь, конечно, ходить и всем говорить: вот я что-то такое делаю. Но потом статус биткойна могут определить – и всё, ты приплыл, если это определение будет не в твою пользу, – прокомментировал Александр Колохматов. – Если наши банкиры и власть имущие не поймут, что им надо перестроиться, как в Японии, им крышка. Их просто сметёт эта лавина. Нельзя в этой ситуации занимать страусиную позицию. Технология блокчейн равносильна селевому потоку, стихии, которой невозможно противостоять. Если поток наберёт силу, он сметёт всё, не спрашивая, кто ты такой и сколько у тебя денег в банке. Да хоть ты ручкаешься с самим Иисусом Христом. Если у нас в Казахстане будут пытаться регулировать блокчейн, будут пытаться оставить привилегии за собой, на очередном этапе развития умные и активные люди просто уведут свой бизнес за границу. Здесь останется чисто сырьевой придаток другим государствам. Я считаю, что этот вопрос надо решать самым открытым образом. Но многие боятся, потому что блокчейн лишает людей привилегий, а люди не хотят лишаться привилегий. Вот в чём проблема".

В России сегодня можно встретить объявления о продаже биткойнов за наличные. Однако могут возникнуть проблемы с легализацией средств.

"Старая банковская система сопротивляется биткойну. В той же России ты можешь продать биткойны на бирже, потом опять вывести их в банк, – говорит Александр Колохматов. – Но тут возникает вопрос: откуда они взялись. Людям приходится изобретать совершенно чудовищные схемы, чтобы легализовать эти средства. Япония приняла очень открытое законодательство, они не поленились и прописали биткойн как новую сущность. Если ты вводишь новое понятие, ты переписываешь все имущественные отношения. Нашим это делать лень. Они пытаются это явление засунуть под какие-то другие законы. Либо обозвать это товаром, либо авторским правом, либо электронными деньгами. Но как только ты обзываешь его какой-то вещью, тут же возникает закон о валютном регулировании. А как ты будешь регулировать биткойн? Он же не выпускается ни одним иностранным государством".


Шахта с фермами


Раскол "Эфириума" и гражданская война майнеров

У биткойна есть проблемы, причём их вызвала его же популярность. Из-за возросшего количества транзакций информация о них перестала помещаться в стандартный блок в биткойн-сети. Поэтому систему решено реформировать.

Есть два варианта развития событий: либо размер блока просто будет увеличен со стандартного 1 Мб до двух, либо сеть будет оптимизирована с помощью вынесения части информации за пределы блоков, с отделением электронной подписи, которой подтверждается каждая транзакция. Это обновление назвали Segwit (Segregated Witness). Однако оба варианта вызывают у пользователей платформы споры, которые даже прозвали "гражданской войной".

После долгих дискуссий майнеры подписали соглашение о том, что 1 августа они перейдут на Segwit, но в ноябре размер блоков всё же будет увеличен до 2 Мб. Однако есть вероятность, что часть майнеров всё же откажется переходить на Segwit. Тогда биткойн может разделиться на две цепи.

Похожая проблема уже была с эфиром. Несмотря на высокую устойчивость к внешним атакам, блокчейн-системы можно взломать. 17 июня прошлого года неизвестный хакер стал массово выводить токены блокчейна "Эфириум", украв 53 миллиона долларов. Бутерин и его команда долгое время пытались отследить хакера, но не смогли вернуть деньги. В итоге они решили откатить все транзакции на момент взлома.

В результате был осуществлён хардфорк "Эфириума", то есть раскол на две ветки. Но часть пользователей оказалась против этой меры, потому что она в целом противоречит децентрализации, которая является основой блокчейна. В итоге "Эфириум" разделился на два лагеря: "Эфириум хардфорк" и "Эфириум классик". Последствия раскола всё ещё видны на криптовалютных биржах.

Это финансовая пирамида?

Есть мнение, что криптовалюты при всей своей революционности – всего лишь очередная финансовая пирамида, которая может рухнуть, как только будет собрано достаточно денег. Экономист Рахим Ошакбаев считает, что эта технология имеет признаки финансовой пирамиды. Другой вопрос в том, что криптовалюту едва ли можно оценивать в рамках традиционных понятий.

"Мнения разделились на позитивные (курс будет расти дальше) и скептические (это пузырь, и всё лопнет). При этом обе стороны основываются больше на своих ощущениях и теханализе, чем на каких-либо фундаментальных факторах, – считает Рахим Ошакбаев. – Если оценить криптовалюту консервативным анализом, то да, на текущий момент ей свойственны все факторы финансовой пирамиды, казуальное восхваление, слепая вера в технологии. Кризис доткомов показал, что в момент роста интернет-компаний произошла подмена понятий: ведение бизнеса через интернет является только инструментом для осуществления бизнес-процесса, но не самостоятельным бизнес-процессом, способным генерировать доход от вложенного капитала".

Андрей Суставов, генеральный директор компании SAS Казахстан, работающей в сфере бизнес-аналитики, считает, что любой инструмент можно обернуть как во благо, так и во зло, но поддержка блокчейн-технологии на государственном уровне подразумевает прежде всего построение устойчивой и защищённой платёжной системы. Также он считает, что блокчейн будет сохранять свою независимость от Нацбанка.

"Я не думаю, что в обозримом будущем криптовалюты будут играть на территории СНГ в целом и Казахстана в частности сколько-нибудь значимую роль – в отличие от технологии блокчейн как таковой. Для этого пока нет экономических предпосылок и бизнес-потребности, – прокомментировал Андрей Суставов. – Что касается контроля со стороны Нацбанка, то блокчейн-система максимально независима и от властей, и от регуляторов, так что на практике осуществить такой контроль было бы достаточно сложно. Другое дело, что могут появиться национальные проекты на базе блокчейн, и на их базе могут предоставляться государственные услуги, работать системы безопасности, транзакции и так далее".

На сегодняшний день правовой статус криптовалют в мире расширяется. Биткойны признают в качестве расчётной денежной единицы в Германии, в Японии биткойн – уже давно законное платёжное средство. Казахстану до подобной перспективы ещё далеко, считает Рахим Ошакбаев.

"На сегодняшний день об этом ещё рано говорить. Да, существуют определённые страны, которые легализовали хождение криптовалюты, – прокомментировал экономист. – Но нам как стране, где мы не можем позволить себе даже двойное хождение традиционных фиатных денег, говорить об этом преждевременно".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров