Прямой эфир Новости спорта

"И снится им не рокот космодрома". Почему космонавты не вернулись на Землю

Надёжны ли космические корабли "Союз"?

28 марта 2023 года с Международной космической станции на Землю должен был вернуться российско-американский экипаж космонавтов, но этого не произошло. В казахстанских степях юго-восточнее Жезказгана в этот день в 17.46 по времени Астаны приземлилась лишь необитаемая капсула с научными грузами.

Что вынудило космонавтов, проработавших на МКС полгода, остаться ещё на несколько месяцев – в материале Informburo.kz.

Проводы экспедиции

Весь мир наблюдал, как 21 сентября 2022 года с 254-й площадки казахстанского космодрома "Байконур" навстречу звёздам отправился корабль "Циолковский" ("Союз МС-22"). На его борту находился экипаж, в состав которого вошли командир Сергей Прокопьев, бортинженер Дмитрий Петелин, астронавт NASA (американского космического агентства), бортинженер Франциско Рубио. В космосе они должны были провести 188 дней, фактически полгода.

Франциско Рубио, Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин / Фото Informburo.kz

Это был первый старт в рамках соглашения "Роскосмоса" и NASA о возобновлении перекрёстных полётов астронавтов двух космических держав – РФ и США. По замыслу организаторов, реализация соглашения позволяет при отмене или существенной задержке запуска российского или американского корабля обеспечить присутствие на борту МКС как минимум одного космонавта "Роскосмоса" и одного астронавта NASA для обслуживания, соответственно, российского и американского сегментов станции. Первый перекрёстный полёт оказался не самым удачным.

Этот старт стал вторым полётом в космос для командира экипажа, 122-го космонавта России Сергея Прокопьева и первым – для его коллег. Уже 12 октября Прокопьев принял на себя командование МКС, а 17 ноября вместе с Дмитрием Петелиным совершил выход в открытый космос для проведения работ на внешней поверхности станции. Продолжительность выхода составила 6 часов 25 минут.

Повреждение обшивки "Союза МС-22" / Фото NASA

Спустя четыре недели (15 декабря 2022 года) российские космонавты должны были вновь выйти в открытый космос для проведения запланированных работ. Но оказалось, что на корабле произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения. Выход в космос специалистов отменили.

И почти сразу на Земле стали ломать головы над тем, как быть с людьми, работающими на МКС.

"Когда происходит сближение МКС с каким-то обломком, метеорным потоком, астронавты расходятся по своим кораблям, приводят их в действие и в случае крайней необходимости отстыковываются от станции. Могут даже на Землю вернуться. У экспедиции во главе с Прокопьевым такой возможности не оказалось в тот момент", – рассказал о нюансах космического ЧП главный редактор журнала "Космические исследования и технологии" Нурлан Аселкан.

Случайны ли неприятности

11 января 2023 года глава "Роскосмоса" Юрий Борисов сообщил, что радиатор системы охлаждения "Союза МС-22" был повреждён в результате удара спорадическим метеороидом диаметром менее 1 мм на скорости 7 км/с.

Глава "Роскосмоса" Юрий Борисов (слева) и его первый заместитель Александр Иванов / Фото Informburo.kz

"Роскосмос" и космические агентства стран-партнёров по проекту МКС обсуждали разные варианты возвращения космонавтов обратно. По одному из планов, американца Рубио предполагалось отправить на Землю кораблём Dragon SpaceX, а двух российских космонавтов – на повреждённом "Союзе МС-22". Такой спуск "Роскосмос" посчитал более безопасным.

Франсиско Рубио общается с семьёй перед отправлением на МКС / Фото Informburo.kz

Впрочем, был и другой вариант. В NASA предложили свои корабли для возвращения всех космонавтов домой, но "Роскосмос" отказался от этой инициативы сразу.

Уроженец Казахстана, российский космонавт Дмитрий Петелин / Фото Informburo.kz

В конце концов было принято компромиссное решение о возращении на Землю повреждённого "Союза МС-22" в беспилотном варианте. А на МКС решили отправить, опять-таки без пилотов, другой корабль – "Союз МС-23".

Нурлан Аселкан напомнил, что ранее пуск корабля ТПК "Союз МС-23" планировался на 16 марта 2023 года для доставки на МКС экипажа, состоящего из командира Олега Кононенко, бортинженеров россиянина Николая Чуба и американки Лорел О’Хара, которые должны были сменить команду Прокопьева...


Читайте также: Европейское космическое агентство сообщило о невозможности сотрудничества с Роскосмосом в проекте ExoMars


Но на этом неприятности для "Роскосмоса" и российского сегмента МКС не закончились. Пока в госкорпорации обсуждали возможности возвращения космонавтов на Землю, случилась ещё одна нештатная ситуация. 11 февраля зафиксировали разгерметизацию контура транспортного грузового корабля "Прогресс МС-21", пристыкованного к Международной космической станции из-за внешних воздействий.

Позже повреждения нашли на снимках, сделанных после отстыковки корабля от МКС, специалисты ракетно-космической корпорации "Энергия". Они обнаружили отверстия, которых не было при изготовлении корабля на заводе, подготовке к запуску, а также во время полёта и стыковки с МКС.

Старт корабля "Союз МС-23", который должны были отправить на международную станцию 20 февраля, отложили для дополнительной тщательной проверки корабля и его оборудования. 18 февраля в "Роскосмосе" сообщили, что специалисты нарушений не выявили.


Читайте также: Как Россия и Казахстан развивают совместный космический проект "Байтерек"


Наконец, 24 февраля в 6.24 по времени Астаны ракета-носитель "Союз-2.1а" с беспилотным кораблём "Союз МС-23" стартовала с площадки №31 космодрома "Байконур". А уже 26 февраля корабль благополучно причалил к МКС, доставив необходимые для жизнедеятельности станции и людей грузы.

Среди них – средства медицинского контроля и обследования, уборки станции и контроля чистоты атмосферы, обеспечения газового состава, водообеспечения и оборудование для научных экспериментов. И главное, беспилотный корабль привёз сменное оборудование для систем российского сегмента станции, средства приземления, технического обслуживания и ремонта, поддержки экипажа, профилактики неблагоприятного действия невесомости, санитарно-гигиенического обеспечения, защиты космонавтов от вредных воздействий, бельё и контейнеры с рационами питания.

Международная космическая станция снаружи / Фото NASA

История задержек на орбите и факторы риска

Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам "Роскосмоса" Сергей Крикалёв пояснил, что миссия по отправке на МКС команды, которая сменит находящихся там космонавтов, сдвигается на осень. Представитель госкорпорации добавил, что дату запуска корабля "Союз МС-24" могут перенести на более ранние сроки – май-июнь 2023-го.

"Но окончательного решения нет, обсуждаются оптимальные варианты программы", – сказал Сергей Крикалёв.

Российских космонавтов и американского астронавта уговорили продлить присутствие на МКС до прибытия другого корабля – "Союз МС-24" с экипажем, который должен был лететь на "МС-23".

Разумеется, истории космонавтики известны случаи, когда экипажи были вынуждены задерживаться на орбите в связи с пересменкой, неготовностью корабля, другими обстоятельствами. И такие продолжительные командировки не проходят бесследно.

Это хорошо известно и представителю "Роскосмоса" Сергею Крикалёву, в прошлом – советскому космонавту. 20 мая 1991 года на корабле "Союз ТМ-12" он в составе экипажа отправился на орбитальную станцию "Мир". Бортинженер Крикалёв рассчитывал поработать на станции пять месяцев, а пробыл почти год.

Дело в том, что его коллеги отправились домой со следующим экипажем, прибывшим на станцию, на Крикалёва тогда места не хватило, и он согласился остаться до прибытия следующего экипажа. Однако чуть позже из Центра управления полётами ему сообщили, что страна, которая отправляла его в космос, перестала существовать, а денег на запуск ещё одной ракеты не нашлось. Та памятная космическая командировка Крикалёва продлилась почти 312 суток. Он стал последним космонавтом, получившим за полёт в подарок автомобиль "Волга", и единственным, кто улетел из СССР, а вернулся – в Российскую Федерацию.

Копия научной лаборатории Международной космической станции (МКС) в Космическом центре Джонсона /  Фото Reuters

В мемуарах дважды Героя Советского Союза космонавта Валентина Лебедева упоминается, что внеплановое продление сроков нахождения человека в космосе всегда чревато последствиями. Оно ломает график работы, ухудшает здоровье космонавтов.

Во время работы на станции людям приходится проводить сотни научных экспериментов, выходить в открытый космос, чтобы поддерживать функционирование своего временного дома – космической станции.

Представители космической медицины признают, что во время многомесячных полётов астронавтам приходится постоянно заниматься на тренажёрах, чтобы не допустить атрофии мышц в невесомости. Там люди постоянно подвергаются повышенной радиации, из их костей вымывается кальций. Также длительное пребывание вдалеке от родной планеты связано со снижением КПД, стрессами, депрессией.

И все эти факторы риска будут сопровождать экипаж Прокопьева, Петелина и Рубио не один месяц.

О чём беспокоятся партнёры

По словам Нурлана Аселкана, очень серьёзное беспокойство у зарубежных партнёров "Роскосмоса" вызывают вопросы, связанные с надёжностью "Союзов". Потому что в пылу обсуждения графиков перемещения кораблей и людей на втором плане оказался вопрос: откуда взялась авария.

По мнению казахстанского эксперта, информация об аварии противоречивая. Вначале говорилось о внешнем воздействии, якобы виноват обломок. Но детальное рассмотрение транспортного корабля, места повреждения с помощью канадской "механической руки" и высокоточных телекамер показало, что внешнего повреждения не было.

Командир экипажа, оставшегося в космосе ещё на полгода, Сергей Прокопьев перед стартом на космодроме "Байконур" / Фото Informburo.kz

"Возможно, как утверждает "Роскосмос", это какой-то блуждающий метеороид. Но можно также предположить, как иронизируют специалисты, что у этого "метеороида" есть имя и фамилия, и он работает сварщиком в той же Ракетно-космической корпорации "Энергия". В этой связи у специалистов вопрос: насколько надёжными окажутся все последующие "Союзы", которые будут выводить на орбиту российских и американских астронавтов при перекрёстных полётах. Кризис в аэрокосмической промышленности России дошёл до того, что разучились повторять, воспроизводить то, что было создано 40-50 лет назад во времена СССР", – предположил Нурлан Аселкан.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров