Прямой эфир Новости спорта

К 2060 году Казахстан планирует достигнуть баланса нулевых выбросов в масштабах всей экономики

depositphotos.com
depositphotos.com
В Минэкологии рассказали о результатах моделирования сценария углеродной нейтральности.

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев рассказал о сценарии углеродной нейтральности в рамках Доктрины достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года. Доктрина была разработана на основе моделирования реальной экономики с помощью наилучших передовых моделей – Times, CGE и System Dynamics. Это позволило определить наиболее оптимальный путь декарбонизации экономики Казахстана с точки зрения наименьших инвестиционных затрат и получения наибольшего экономического эффекта.

Доктрина достижения углеродной нейтральности – долгосрочный ориентир устойчивого развития экономики для государственного и частного сектора с учётом социально-справедливой трансформации экономики и создания новых рабочих мест. Включает в себя два сценария с моделированием их развития.

  • Базовый сценарий – путь без мер по декарбонизации экономики. Не позволит достичь прогнозных показателей под влиянием трёх внешних факторов: введение пограничного углеродного налога, ожидаемое снижение цен на энергоресурсы и воздействие изменения климата на сельское хозяйство.
  • Сценарий углеродной нейтральности. Позволит сократить ожидаемый ущерб от упомянутых рисков более чем в два раза.

"Результаты моделирования показали, что к 2060 году Казахстан достигнет баланса нулевых выбросов в масштабах всей экономики. Большей части выбросов удастся избежать, а оставшиеся будут собираны технологиями улавливания и хранения углерода или поглощены растительностью и почвой. Несомненно, реализация мер для декарбонизации экономики приведёт к преобразованию в топливно-энергетическом комплексе", – представил перспективы второго сценария Сериккали Брекешев.

Результаты моделирования к 2060 году

  • Доля ископаемых энергоресурсов в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов сократится в 3,4 раза и составит 29%, а доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) возрастёт до 70%.
  • Промышленный сектор будет потреблять 65% всех энергоресурсов.
  • Потребление зданиями сократится до 23%.
  • Энергопотребление транспорта снизится до 9%.
  • Сельское хозяйство будет самым крупным источником парниковых газов – около 42 млн тонн.
  • Промышленность (чёрная и цветная металлургия, производство цемента и других минеральных продуктов) – более 21 млн тонн.
  • Нефтегазовый сектор – 6 млн тонн.
  • В секторе ЖКХ прямые выбросы будут сведены к нулю.
  • В транспортном секторе выбросы снизятся более чем в 10 раз.
  • Землепользование и лесное хозяйство обеспечат поглощение 45 млн тонн. Увеличится поглощение выбросов пастбищами и лесными насаждениями.
  • Оставшиеся выбросы (31 млн тонн) будут компенсированы технологиями улавливания и хранения углерода, что приведёт к нулевому балансу выбросов и поглощений.

Всего, согласно расчётам, к 2060 году общий объём выбросов СО2 составит около 76 млн тонн.

О целесообразности перехода на сценарий углеродной нейтральности рассказывает Гульмира Исмагулова, заместитель генерального директора АО "Жасыл даму".

"Углеродная нейтральность – это необходимость, более 120 стран уже заявили о намерении достичь её к 2050 году. Снижение спроса на энергоресурсы после 2030 года – это риск для казахстанской экономики, – говорит эксперт. – Кроме этого в прошлом году Европейский союз заявил о применении корректирующего пограничного углеродного механизма. Коротко говоря, это углеродная пошлина, которая будет поддержана всеми странами-участниками ВТО. Чтобы введение CBAM не ухудшило торговые отношения, страны-партнёры будут вводить аналогичные механизмы. Мы не можем выпасть из системы международной торговли, поэтому и нужен другой путь развития".

По оценке спикера, углеродное регулирование приведёт к повышению энергоэффективности как в отдельных секторах, так и в целом в экономике.

"Оживится торговля, произойдёт модернизация производств в сторону энергоэффективности. Последнее, в свою очередь, способствует снижению негативной нагрузки на экосистему и здоровье населения. Низкоуглеродный тренд ведёт к снижению загрязнения окружающей среды", – прогнозирует Гульмира Исмагулова. 

Это влияет и на имиджевую составляющую страны – Казахстан вносит вклад в достижение температурной цели Парижского соглашения (не допустить повышения температуры на планете больше чем на два градуса до 2100 года). "То, что мы разработали такую доктрину, – большой плюс для имиджа. Показатели, которые там прописаны, довольно амбициозные. Казахстан может их достичь, в том числе при внешней поддержке – интеллектуальной, технологичной и материальной", – считает заместитель генерального директора АО "Жасыл даму".

Конечно, есть направления, которые нужно корректировать для эффективной декарбонизации. Общая рекомендация на сегодняшний день – не терять время и переориентировать все инвестиции на низкоуглеродность. Также потребуется реформирование отраслевых политик, оказывающих влияние на национальные выбросы в целом. Расчёты показали, что для этого необходимо в течение 40 лет инвестировать в низкоуглеродные технологии порядка 650 млрд долларов.


Читайте также:

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров