Прямой эфир Новости спорта

Воды в Казахстане хватает, но это ненадолго. Выводы из доклада министра экологии

Магзум Мирзагалиев. Фото пресс-службы Минэкологии
Магзум Мирзагалиев. Фото пресс-службы Минэкологии
На отчётной встрече с населением Магзум Мирзагалиев говорил об уровне воды в трансграничных реках Казахстана.

Уровень воды в реках падает, решить эту проблему Казахстан пытается путём переговоров с соседними государствами. По словам министра, пока воды хватает, но это ненадолго.

Сегодня, 14 июля, глава Минэкологии провёл онлайн-встречу с представителями неправительственных общественных организаций и с журналистами. В начале своего выступления он отметил: "На сегодняшний день ситуация водообеспечения пока ещё удовлетворяет требованиям отраслей экономики и населения, однако можно выделить следующие основные особенности".

Во-первых, это прогнозируемое снижение водообеспечения страны в средне- и долгосрочном периоде вследствие падения речного стока и роста водопотребления. В связи с этим перед Казахстаном стоит задача по сохранению водного баланса на уровне 90-100 кубометров за счёт увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов к 2030 году.

"Строительство новых ирригационных систем, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, цифровизация отрасли водоснабжения", – перечислил Магзум Мирзгалиев необходимые меры.

Данные МЭГПР РК

Во-вторых, это вопросы вододеления с сопредельными странами. Семь из восьми водных бассейнов – трансграничные.

"Вследствие чего Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран: Китая, Кыргызстана, Узбекистана и Российской Федерации", – отметил глава Минэкологии.

МЭГПР РК
Данные МЭГПР РК

Межправительственные соглашения по вододелению у Казахстана есть с Кыргызстаном, Узбекистаном и Россией, а вот с Китаем деление водных ресурсов пока никак не регулируется.

"Работа над соглашением начата с 2015 года. Переговоры непростые. Но хочу особо подчеркнуть, что Китай не ведёт переговоры по вододелению ни с одной приграничной страной. Казахстан является первой и единственной страной, с которой КНР ведёт переговоры", – поспешил заметить министр.

Он сообщил, что благодаря настойчивости казахстанских экспертов, в 2019 году удалось достичь договорённости с китайской стороной "по комплексному рассмотрению прав сторон на водные ресурсы и сохранению экосистем трансграничных водных объектов".

По словам Магзума Мирзгалиева, последние годы особую обеспокоенность вызывает экологическое состояние реки Жайык (Урал), связанное с уменьшением её водности.

"85% стока реки формируется на территории Российской Федерации. В 2019 году зафиксирован исторический минимум объёма стока реки – 3,5 кубокилометра, что в три раза ниже среднего многолетнего значения. В этой связи в целях сохранения экосистемы бассейна в 2020 году была подписана казахстанско-российская совместная программа, в рамках которой был утверждён перечень приоритетных мероприятий", – сообщил он.

Данные МЭГПР РК

Третья особенность водообеспечения страны – устаревшая инфраструктура и связанные с этим огромные потери воды. В частности, в сельском хозяйстве потери доходят до 45%.

"Для их сокращения требуется ремонт каналов и внедрение автоматизированного управления водными ресурсами", – сказал спикер.

Данные МЭГПР РК

Четвёртым пунктом министр назвал несовершенный механизм тарифообразования, недостаток инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, Магзум Мирзгалиев отметил несовершенство институциональной системы и нехватку квалифицированных кадров.

В завершение выступления министр напомнил о планах по совершенствованию Водного кодекса, который был принят давно и не отвечает нынешним реалиям. По словам министра, за 17 лет применения существующего кодекса изменения и дополнения вносились 62 раза, или в среднем более трёх раз за год. 

Новости партнеров