Прямой эфир Новости спорта

Кто заплатит за детей? Почему туристические компании Казахстана не торопятся участвовать в программе Kids Go Free

Фото с сайта Pixabay.com
Фото с сайта Pixabay.com
Бизнес-сообщество не видит прозрачности в предложенной государством схеме субсидирования бесплатных детских перелётов.

С 2022 года в Казахстане начала действовать программа Kids Go Free – бесплатные авиаперелёты для детей до 18 лет. Однако эта программа не предназначена для перелётов абсолютно по всем направлениям. Такой льготой можно воспользоваться только в целях туризма внутри Казахстана и при покупке туристического продукта. Проще говоря, только в том случае, если вы приобретаете готовый турпакет у туристической компании. При самостоятельной организации отдыха за детские билеты придётся платить. 

Условия программы

Согласно установленным Правилам, программа Kids Go Free доступна несовершеннолетним пассажирам, являющимся гражданами Республики Казахстан, либо лицам без гражданства, имеющим разрешение на постоянное жительство в Республике Казахстан в возрасте до 17 лет, включительно. Применяется программа при перелёте несовершеннолетнего пассажира с родителем или близким родственником и распространяется по всей территории Республики Казахстан. 

Для получения детского бесплатного авиаперелёта туристам необходимо обратиться к туроператору в сфере внутреннего туризма для приобретения туристического продукта и совершить запланированный отдых по всей территории Республики Казахстан. Бесплатный авиаперелёт совершается за счёт средств туроператора в сфере внутреннего  туризма. После реализации туристического продукта для получения возврата потраченных сумм на детские авиабилеты туроператор в сфере внутреннего туризма обращается в АО "НК Kazakh Tourism" с заявкой и необходимыми документами.

Механизм возмещения затрат туроператора, согласно установленным правилам, должен работать так. После того как туристы уже вернулись с отдыха, туроператор подаёт заявку. К заявлению о возмещении расходов нужно приложить пакет документов:

  • копии учредительных документов юридического лица либо документов, подтверждающих начало деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведения об отсутствии (наличии) налоговых задолженностей;
  • копию лицензии на осуществление туристической операторской деятельности в сфере въездного и внутреннего туризма;
  • документы самого несовершеннолетнего пассажира – авиабилеты, пассажирские купоны, договор на туристическое обслуживание. 

Согласно правилам, заявка туроператора рассматривается в течение двух рабочих дней, ещё десять дней принимается решение о выплате субсидии либо отказе, и в случае одобрения заявки выплата средств происходит в течение 45 рабочих дней. 

Участники рынка не готовы рисковать своими деньгами

Именно установленный порядок возмещения затрат и выплаты субсидий и вызывает опасения участников рынка. Глава компании ArdakTravel Земфира Татарова говорит, что не готова рисковать своими собственными средствами, даже несмотря на желание поддержать развитие отечественного туризма. 

"Я работаю девять лет на рынке туризма. И я понятия не имею, где у нас можно хорошо отдохнуть в Казахстане за нормальные, а не огромные деньги. Но это один момент. Другой – я организую тур с перелётом. И по этой программе я должна сама приобрести у авиакомпании все авиабилеты, отправить туристов, они должны отдохнуть, и только потом я могу отправить заявку на возмещение.

Я должна работать в долг, вкладывать свои деньги, и я не знаю, вернёт мне государство эти деньги потом или нет.

Дальше. Допустим, мне эти деньги возвращаются. Они падают мне на счёт. Это приход для компании. И значит, я должна уплатить ещё и налоги с этого прихода. За что? Это же были полностью мои деньги. Получается, за всё плачу только я", – объяснила она. 

Глава компании Sanat tour, член Казахстанской туристической ассоциации Марат Бейсенбаев отмечает, что в утверждённых правилах слишком много непродуманных шагов, начиная с используемых терминов. К примеру, понятия "пассажирский купон" сегодня не существует, поскольку отсутствуют сами пассажирские купоны. Такие купоны существовали больше 15 лет назад, когда авиабилеты выписывались вручную на специальных бланках-книжках. Такие бланки являлись бланками строгой отчётности, в каждой "книжке" предусматривалось несколько специальных купонов – агентский, пассажирский, купон авиакомпании и так далее. Сегодня же в основном люди пользуются электронными билетами, а в качестве пассажирского купона может выступать только посадочный талон. 

"Допустим, в качестве пассажирского купона я могу предоставлять посадочные талоны. Но как мне собирать с людей эти посадочные талоны? Кому это надо? Мало кто из людей их хранит, если это, конечно, не командировка и талон нужен для отчёта.

Да и кто из туристов будет потом, после отдыха, возвращаться в офис компании, сдавать эти талоны. Это не просто очень сложный, это практически невыполнимый пункт", – выразил эксперт своё недоумение. 

Бейсенбаев объяснил: в желании поддержать развитие отечественного туризма и бизнес, и государство совпадают. Все претензии бизнеса сейчас связаны исключительно с утверждёнными механизмами реализации этой программы. Помимо большого пакета документов, который, как следует из правил, необходимо прилагать к каждой заявке, что существенно увеличит нагрузку на саму компанию-оператора, есть ещё и спорные моменты по нормам законодательства. 

"Не все туроператоры напрямую работают с людьми, чаще эта работа идёт через турагентов. А я как туроператор туристов даже не вижу. Значит, мне нужно будет каждого турагента умолять искать потом этих туристов и собирать с них посадочные талоны? Это просто невозможно.

Второй момент: у программы есть лимит – 350 млн тенге. На какое количество детей эта сумма рассчитана? Не произойдет ли так, что я авансировал, выкупил эти билеты, отправил людей с детьми на отдых, потом подал документы на субсидии, а мне говорят: "Извини, деньги закончились, мы не рассчитывали, что такое количество детей будет"? Ответов на эти вопросы нет", – подчеркнул Бейсенбаев. 

Ещё один спорный момент связан с налоговым законодательством. В случае, если компании-оператору будет отказано в получении субсидии, те средства, которые компания потратила на приобретение авиабилетов, можно квалифицировать как получение дохода частным лицом. В таком случае компания обязана будет оплатить ИПН – за выплату дохода физическому лицу. 

Сейчас представители туристического бизнеса просят сделать прозрачные и выполнимые правила реализации программы Kids Go Free. В том, что такая программа важна для развития казахстанского туризма, они не сомневаются. Но просят, чтобы развитие делалось не только за счёт самого бизнеса. 


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров