Прямой эфир Новости спорта

Почему дизтопливо стало дефицитом в Казахстане

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Острая нехватка дизельного топлива вновь наблюдается на юге страны.

На многих АЗС солярка уже закончилась, на других её продают по завышенным ценам или по талонам, сообщает "31 канал".

Ситуацией обеспокоены и водители, и владельца АЗС. Помимо дизеля, ощущается нехватка и бензина АИ-92. Поставщики винят в дефиците иностранные транзитные большегрузы: мол, заправляются тоннами. Ведь солярка здесь значительно дешевле, чем у соседей. К тому же в уборочный сезон потребность в дизтопливе выросла. Ещё одна причина нехватки горючего – в недовыработке сотен тысяч тонн дизеля в начале года.

"Сейчас 80% АЗС стоят пустые, – сообщил председатель Ассоциации независимых предпринимателей "Ынтымак" Бакытжан Колдасов. – То есть там нет ничего. Где-то 250-300 заправок точно закрылись. В 2018 году мы закончили модернизацию всех трёх нефтеперерабатывающих заводов, и у нас объём производства и дизельного топлива, и 92-го бензина в два раза увеличился. После модернизации нам говорили, что внутренний рынок будет на 100% обеспечен и даже останутся излишки для экспорта. На практике мы этого не видим".

В соседнем Кыргызстане цены на бензин стали выше российских. Такие данные приводит Госагентство антимонопольного регулирования соседней республики. В пересчете на сомы бензин марки АИ-92 в России стоит почти 54 сома – это 272 тенге. А в Кыргызстане – на четыре сома дороже. Такая же разница и в стоимости АИ-95.

Дешевле российского в Кыргызстане только дизельное топливо, которое сейчас стоит 52 сома, или 262 тенге. В России средняя цена на солярку составляет 59 сомов, а это почти 300 тенге. Цены на горюче-смазочные материалы в Кыргызстане с начала года выросли почти на 50%, и это ещё не предел. Причина – повышение отпускной стоимости на заводах-изготовителях.

Ежегодно Кыргызстан потребляет до 1,1 млн тонн топлива. И почти всё импортируется из России. Страна зависит от зарубежной тарифной политики. Минувшим летом российский бензин подорожал на 70 долларов, дизтопливо – на 60. А в России если экспортные цены на бензин и дизельное топливо будут выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. Это помогает сдержать рост цен на внутреннем рынке.

Олег Червинский, автор книги "Чёрная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости" в интервью "31 каналу" пояснил, что ситуацию в Казахстане некорректно сравнивать с тем, что происходит в соседнем Кыргызстане. 

"У нас с Кыргызстаном абсолютно разная ситуация, – сказал эксперт – В Кыргызстане практически весь бензин импортируется, и на 90% – из России. Поэтому они в плане цены очень сильно зависят от российских цен отпускных. У нас, как известно, после модернизации три НПЗ полностью закрывают потребности внутреннего рынка в бензине".

Тем не менее, прогнозирует аналитик, цена на ГСМ продолжит расти, и это вряд ли можно остановить.

"Цена будет ползти вверх и вверх. Я думаю, это процесс необратимый, – подчеркнул Червинский. – Если учесть, что с 1 октября 2025 года на территории Евразийского экономического сообщества будет действовать общий рынок нефтепродуктов, то я могу смело сказать, что к 2025 году наши цены сравняются с российскими как минимум".

Также эксперт объяснил, почему вводимые государством меры по сдерживанию цен на ГСМ малоэффективны. 

"Запрет (на вывоз нефтепродуктов из страны. – Ред.) касается вывоза ГСМ цистернами, бензовозами. А не секрет, что любая фура, дальнобойщики, которые ездят транзитом через Казахстан из Узбекистана в Россию и назад, как правило, заправляются в Казахстане два раза. Очень много дизтоплива и бензина вывозится в Россию по подобным серым схемам. И второе – в условиях роста цен, в условиях того, что в октябре ожидается остановка на плановый ремонт Павлодарского нефтехимического завода, понятно, что оптовые и мелкооптовые продавцы просто придерживают дизельное топливо и бензин, чтобы в условиях остановки одного из трёх заводов, когда цена пойдёт вверх, за эти же объемы выручить больше денег. Третий фактор – уборочная страда. По оценкам экспертов, за сентябрь и октябрь около 20% всего годового объёма потребления дизтоплива у нас расходуется. Эти все три фактора наложились, поэтому пошёл дефицит", – резюмировал аналитик.

Напомним, в Казахстане наблюдается активный рост цен не только на ГСМ, но и продукты питания и многие другие товары. Эксперты в один голос заявляют, что это процесс естественный и необратимый. Поэтому нужно не пытаться удержать цены, а развивать экономику, повышать её конкурентоспособность, чтобы казахстанцы менее болезненно реагировали на подобные процессы.


Читайте также:


 

Новости партнеров