Прямой эфир Новости спорта

Почему казахстанские дороги разваливаются уже через год после строительства

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Ведомства перекладывают друг на друга ответственность за качество казахстанских дорог.

В студии популярного ток-шоу "Неге?" обсудили острую проблему строительства и эксплуатации дорог в Казахстане. Эксперты пытались найти ответ на вопросы: кто виноват и что делать. 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в апреле этого года освободил от занимаемой должности главу национальной компании "КазАвтоЖол" Улана Алипова, причиной увольнения стала удручающая ситуация с качеством дорог в стране. При этом критике подвергается не только состояние дорожного полотна, но и неразвитость инфраструктуры – водителей, в частности, возмущает практически полное отсутствие нормальных туалетов вдоль трасс. Токаев поручил до 2025 года провести ремонт и улучшить качество полотна 95% автодорог в стране.

На сегодня в Казахстане имеются четыре платных автотрассы протяжённостью 682 км. В прошлом году они принесли доход в размере 5,7 млрд тенге. В "КазАвтоЖоле" говорят, что средства уходят на содержание этих же дорог. 

Общая протяжённость автодорог в Казахстане – 96 тысяч км. В том числе республиканского значения – 25 тысяч км, местного – 71 тысяча км. 

Читайте также: В Казахстане придумали, как укрепить непрочные материалы, чтобы использовать их в строительстве дорог


Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Жамбыл Бактиярулы в студии "Неге?" рассказал о проводимой работе:

"До 2020 года мы обновили 13 тысяч км дорожного полотна. До 2025 года нужно отремонтировать ещё 12 тысяч км. В текущем году идёт строительство 8,4 тысячи км дорог. В планах построить 5 тысяч км дорог республиканского значения. В этом году обновляем 3,6 тысячи км республиканских дорог. Что это за трассы? В первую очередь это дорога между столицей и Алматы. Темпы работ высокие, подрядчики взялись за все участки сразу. Согласно договору, должны закончить к 2023 году", – оптимистично отрапортовал чиновник.

На проблему туалетов в комитете также обратили внимание, но почему-то только после критики главы государства.

"До критики президента в 2019 году у дорог стояли открытые холодные туалеты. Сейчас одновременно с укладкой дорог ведётся строительство тёплых туалетов", – сказал Бактиярулы.

Руководитель департамента "КазАвтоЖола" Ерлан Калымов рассказал о работах на ещё одной важной трассе страны. По его словам, в 2019 году началось обновление трассы Талдыкорган – Усть-Каменогорск протяжённостью 768 км. На 600 км дороги работы уже завершены, трасса открыта для движения автотранспорта. Полностью же дорогу отремонтируют к концу 2022 года.

Почему в стране плохие дороги

По словам исполнительного директора Союза автотранспортников Сабита Аманбаева, в Казахстане не соблюдаются нормы по нагрузке на дороги. Большинство трасс рассчитаны на машины весом не более 10 тонн, но вес автотранспорта никто не контролирует. Это одна из причин того, что дороги в Казахстане начинают разрушаться уже через год после строительства или ремонта.

С коллегой согласился Жамбыл Бактиярулы.

"С 2005 года мы начали строить дороги с расчётом на 13 тонн. Но это расчётный показатель, то есть фактически допускается только 10-11 тонн. А у многих грузовиков один только рабочий вес достигает 15 тонн. А если гружёный, то это ещё 5-6 тонн. Разумеется, это скажется на полотне. Дорога как девушка: ухаживаешь – она красивая, не ухаживаешь – уйдёт от тебя", – сказал он.

По словам эксперта, ещё одна причина удручающей ситуации с качеством дорог – отголоски кризиса 90-х годов. "Основная масса дорог построена в 70-80 годах при советской власти. С момента обретения независимости и до 2000 года мы толком не ремонтировали дороги. И при этом мы пропустили 3-4 цикла, ведь ремонт нужно делать каждые пять лет", – пояснил чиновник.

Генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир Сагынов назвал третью проблему – не хватает специалистов. "Центр при Минтруда провел исследование. Оказалось, что самая востребованная профессия в 2021 году – дорожный строитель. А мы ей не обучаем", – подчеркнул эксперт. Зарабатывают дорожники от 150 до 300 тысяч тенге в месяц, но этого почему-то недостаточно для привлечения рабочей силы в отрасль.

При этом проблему нехватки специалистов не удаётся решить за счёт иностранных подрядчиков – им некомфортно работать из-за огромного количества проверок.

Четвёртая причина – условия проведения тендеров. Старший научный сотрудник Казахстанского дорожного НИИ, кандидат технических наук Калижан Кулманов рассказал о процедуре: 

"Тендеры проводятся в январе-феврале. Выигрывает какая-то компания. Вторая компания подаёт в суд с жалобой на ошибки. Месяц уйдёт на суд. Потом снова объявят тендер. Потом кто-то опять подаст в суд. Такими темпами строительство начнётся в сентябре. В сентябре министр укажет, что в такой-то сфере не освоены средства. Дорогу, которую можно было начать в марте и закончить в октябре, мы начинаем строить в сентябре и работаем до ноября".

А потом специалисты по технадзору, хоть и видят все нарушения, но принимают работу. "Качество проверяют после того, как дорогу построили. А надо контролировать в ходе работ. Неизвестно, сколько там слоев уложили. А кто контролирует? Технадзор. Технадзор получает зарплату из средств, которые выделили на строительство дороги. Если работа остановится на пару месяцев, он не проживёт. Поэтому и приходится им на месте принимать", – пояснил эксперт.

По словам Кулманова, дороги разрушаются также из-за несогласованности действий дорожных строителей и компаний, обслуживающих отопительную систему. "В этом году проложили асфальт. В следующем году там прорыв трубы или надо делать текущий ремонт. И разрытое место засыпают не дорожники, а сами эти компании, – сказал спикер. – Естественно, после дождя там все опять обвалится. А проверяющий человек ничего сказать не может, потому что всё уже уложили, асфальт застелили. Если плотность под землей была единожды нарушена, то после дождя обязательно осыплется".

У семи нянек дитя без глаза. Кто в ответе за дороги?

Ведущий шоу Ерканат Копжасар пытался выяснить у экспертов, кто же на самом деле отвечает за дороги. Но внятного ответа он не получил. Спикеры сообщили, что Национальный центр качества дорожных активов существует с 2019 года, он подчиняется Комитету автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития. При этом дороги находятся на балансе акиматов. И в акиматах действуют инспекции по контролю строительства. Есть ещё и транспортная инспекция. 

Финансируются ремонт и строительство дорог тоже из разных источников. "Дорога финансируется не только по программе "Нурлы жол", – пояснил Замир Сагынов. – Есть областной бюджет. Ещё есть программа обеспечения занятостью. Оттуда тоже выделяются средства на дороги. Есть программа "Аул – колыбель народа". В ней участвуют Министерство соцзащиты и Министерство экономики. Все эти программы касаются строительства дорог".

И при таком количестве ответственных за дороги на каждом шагу нарушаются технологии строительства. "Не соблюдается стандарты, каждый делает по-своему. Кто-то делает толщину 5 см, кто-то 7 см", – пояснил Жамбыл Бактиярулы.


Читайте также:


 

Новости партнеров