Прямой эфир Новости спорта

Почему учителя бьют и оскорбляют учеников и что с этим делать

Фото с сайта Pixabay.com
Фото с сайта Pixabay.com
Эксперты обсудили учительский буллинг, его причины и методы решения проблемы

В ходе онлайн-конференции эксперты рассмотрели проблему некорректного поведения и превышения своих профессиональных полномочий со стороны учителей. В 2019 году в Казахстане был принят Закон "О статусе педагога" и соответствующие меры по сокращению трудовой нагрузки, в 2020 году министр образования подписал приказ, в рамках которого во всех регионах были созданы Советы по педагогической этике. Тем не менее этого недостаточно для предотвращения учительского буллинга, признают в Министерстве образования и науки РК.

"Ведётся работа в части правовой регламентации данного негативного феномена и планируется разработка правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних, которые будут охватывать вопросы проявления буллинга в учительской среде", – сообщил главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК Тимур Кастуганов.

Почему не работают законы и механизмы

В правилах педагогической этики есть следующая норма:

"Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними".

И если учитель нарушил установленную норму, можно обратиться в Совет по педагогической этике. Однако, как отметила педагог-психолог алматинской гимназии №21 Алёна Дмитриева, советы эти фактически не работают.

"Я провела неофициальный опрос среди знакомых в нескольких школах, и оказывается, ни родители, ни дети, ни сами педагоги не знают о существовании этих советов. Для того чтобы эти советы  работали, нужно о них рассказывать. Рассказывать о положениях этических правил", – сказала Алёна Дмитриева.

Учитель – не инструмент, а живой человек

Практикующий психолог и психоаналитически ориентированный психотерапевт Александр Скуртул в свою очередь отметил, что у нас понимание педагогической практики очень механичное, будто учитель – это инструмент, воздействующий на предмет.

"У нас не придают значения тому, какая личность и в каком состоянии приходит в педагогическую деятельность, каким образом справляется с тем, что с ней / с ним происходит. Но современное межличностное понимание усложнилось. Современные подростки чувствительны и уязвимы, и к ним нужен тонкий подход", – отметил он.

Эксперт добавил, что некачественному выстраиванию отношений педагога с учениками может способствовать множество факторов, и в первую очередь психоэмоциональное состояние самого учителя.

"Учитель не просто инструмент, это живой человек", – подчеркнул психолог.

Александр Скуртул отметил, что психологические, биографические и генетические факторы будущего преподавателя нужно учитывать не только при приёме на работу, а ещё при поступлении в педагогический вуз.

"Есть текущий негативной фактор – ежедневная психоэмоциональная нагрузка при проведении уроков, стресс в связи с оцениванием педагогического процесса. На учителях самая большая ответственность – их оценивают и дети, и родители, и администрация. Эти факторы влияют на профессиональную детальность. Да, есть законы и правила, но они не могут позволить регулировать человеку своё психоэмоциональное состояние", – сказал эксперт.

В связи с этим у него есть три предложения по модернизации подготовки специалистов и организации их последующей практической деятельности:

  1. Обеспечить педагогам специализированную помощь для поддержания собственной психогигиены. Для этого необходимо разработать и внедрить систематические мероприятия по поддержанию ментального здоровья и равновесия учителей.
  2. Расширить административный штат учебных заведений должностями специалистов по психоэмоциональному взаимодействию, воспитанию и профилактике конфликтов.
  3. Повышать культуру и статус учителя.

Детей нужно учить защищать свои права

Зарина Джумагулова, тренер по детской безопасности, автор и ведущая курса "Антибуллинг" отметила, что в нашем обществе насилие "во благо" воспринимается как норма. У родителей в приоритете – знания, развитию личности не придаётся такого же значения.

"Я часто наблюдаю в адрес учителя замечания: с моим пожёстче, главное, чтобы учился. В пирамиде человеческих потребностей чувство безопасности первично, это базовая потребность любого человека. Что мы имеем по факту? Ребёнок боится оценок, учителя, агрессивных одноклассников. При этом от ребёнка ожидают проявления лучших качеств и талантов. Раскрытие потенциала возможно только в условиях безопасности", – сказала Зарина Джумагулова.

Она отметила, что у детей часто отбирают право на ошибку и за успеваемостью не видят человеческой личности. Поэтому вешаются ярлыки, стигмы, обидные клички. Сами учителя провоцируют буллинг.

"Твёрдые личные границы – залог безопасности ребёнка. Детям нужна тренировка защиты личных границ. Как можно позволять себя унижать, не выпускать в туалет, водить по классам и стыдить. Дети не умеют защищать своё достоинство и чаще всего сами родители не способны это продемонстрировать. Подготовка ребёнка к школе сводится к "развивашкам", в итоге дети месяцами и годами скрывают буллинг, пока дело не дойдёт до критической черты", – отметила эксперт.

Она сообщила, что за пять лет обучения на курсе "Антибуллинг" она знает только два кейса, когда родители смогли отстоять права своего ребёнка.

"В остальных случаях я наблюдаю конформизм, адаптацию, переход в другую школу без озвучивания фактов нарушения прав ребёнка", – подчеркнула эксперт.

В связи с этим она предложила организовать инструмент поддержки родителей, чьи дети подвергаются буллингу.


Читайте также:


 

Новости партнеров