Прямой эфир Новости спорта

"Пока не доешь, из-за стола не выйдешь". Чем опасно пищевое насилие

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Принудительное кормление может серьёзно подорвать психику и здоровье ребёнка.

"Доедай всё, еду нельзя выбрасывать", "Да тут всего одна ложка осталась", "Сначала суп, потом сладкое" – многие сегодняшние родители в детстве сталкивались с насильственным кормлением. Пережиток советского прошлого побуждает их применять такие методы и в воспитании собственных детей.

Такое поведение называется пищевым насилием, что в будущем может стать причиной серьёзных проблем с питанием вплоть до булимии, анорексии, а также психических и психологических расстройств.

Что такое пищевое насилие 

Ирина Огий, консультант по детско-родительским отношениям, описывает пищевое насилие как поведение, при котором пища перестаёт выполнять свою первоначальную питательную функцию, а становится средством манипуляций

"С помощью еды начинают достигаться другие цели. Например, мама говорит ребёнку: "Ты никуда не пойдёшь, пока не доешь этот суп до конца". В такой позиции суп перестаёт быть средством насыщения, он становится условием, после которого можно пойти гулять. Или, например, бабушка говорит: "А что это ты не ешь мои котлетки, ты что, меня не любишь? Я вот с утра встала, приготовила тебе свежие котлетки, а ты тут нос воротишь". В этот момент котлетки больше не еда, которая нужна для жизненной энергии, а средство, с помощью которого можно выразить любовь к бабушке", – пояснила Ирина Огий.

По словам эксперта, родителям важно уяснить истинную роль еды – она в первую очередь нужна для того, чтобы насыщать, давать энергию, необходимые витамины, микроэлементы.

"Когда у родителей есть понимание этого, всё становится на свои места, – отметила она. – Родители, с одной стороны, могут руководствоваться рекомендациями педиатра в таких вопросах как режим питания, меню, рацион, с другой стороны, ориентироваться на своего конкретного ребёнка, потому что у каждого всё индивидуально, у всех разные вкусовые предпочтения: у детей они тоже есть, и их нужно учитывать".

"Если нам что-то нравится, мы едим это с большим аппетитом, соответственно это и перевариваться будет лучше, и пользы больше принесёт, – пояснила эксперт. – Общий совет такой: с одной стороны, придерживаться рекомендации педиатров, а с другой, осознавать, что есть ваш конкретный ребёнок со своими особенностями. Задача родителя – уметь держать золотую середину между первым и вторым".

Почему родители так себя ведут 

У такого поведения взрослых по отношению к детям много мотивов. 

"Чаще всего, если это касается родителей, есть два момента: первый – недостаточная ведущая роль родителя в семье, то есть не родитель управляет жизнью в доме, а ребёнок. И тогда родитель, для того чтобы достичь своих целей, использует всё, что под рукой, чтобы манипулировать ребёнком, который не подчиняется обычным просьбам и словам. Еда – это то, что под рукой, от чего невозможно отказаться, поэтому ребёнок вынужден подчиняться родителю на фоне еды", – пояснила Ирина Огий.

"Второй момент – это, наоборот, перегиб в другую сторону, то есть родитель настолько авторитарен, что он не готов быть более гибким, учитывать вкусовые предпочтения своего ребёнка или допустить мысль, что ему действительно тяжело съесть эту котлету, потому что ему не нравится, например, вкус лука в этой котлете, – добавила эксперт. – Родитель начинает негодовать, ведь "лук же полезный!", и уже сам ребёнок во внимание не берётся".

"То есть два перегиба: один, когда мы не знаем, что делать с ребёнком, поэтому пытаемся его как-то подчинить себе через манипуляции. Второй – родитель настолько "знает", что делать, что в итоге поступает как тиран", – резюмировала специалист.

Ирина Огий отметила, что перед тем, как проявлять настойчивость в питании ребёнка, взрослому нужно хорошо подумать, почему его ребёнок не ест, потому что причин может быть масса. Это могут быть физиологические факторы: например, ребёнок чем-то болен, поэтому у него потеря аппетита, вялость. Или, может быть, ему просто невкусно: ребёнок такой же человек, со своей волей и вкусовыми предпочтениями – если ему невкусно, он может не есть не потому, что он не голоден, а именно потому, что невкусно.

"Но отказ от еды может быть связан и с психологическими причинами, – добавила она. – Питание очень тесно связано с привязанностью между детьми и родителями, потому что первая вещь, которая формирует связь между мамой и ребёнком, – это кормление, питание. Через него младенец очень тесно связан со своей мамой и с тем, кто ухаживает за ним. Нарушение отношений, здоровой привязанности между родителем и ребёнком может влиять и на питание: он может не есть потому, что нет хороших открытых отношений с родителем. Еда – это приглашение к жизни".

"Проявлять настойчивость, не понимая причины, чревато разными последствиями как в плане здоровья, так и в плане психологии", – предупредила специалист.

"Есть ещё масса факторов, которые могут влиять, – уточнила Ирина Огий. – Пример с бабушкой, которая ассоциирует себя с котлетками: она думает, что раз она внучку с утра пожарила котлетки – значит, она хорошая бабушка. А если внук не хочет их есть, то значит, она плохая. Это извращённое понятие в голове взрослого, для которого отношение к еде – это как будто отношение к самому взрослому. Нужно различать, где котлетки, а где любовь к бабушке: можно любить бабушку, но при этом не любить котлеты. Очень многие, к сожалению, ассоциируют себя с тем, что они делают".

Консультант Ирина Огий отметила, что в детских садах или каких-то других дошкольных учреждениях, где ребёнок в течение дня принимает пищу, воспитатель может заставлять ребёнка есть из чувства страха перед родителями.

"Пока ты не доешь этот борщ или суп, из-за стола не выйдешь – все пойдут играть, а ты будешь сидеть", – и ребёнок сидит и давится. Почему воспитатель так поступает? Банальный страх перед родителями. Ведь ребёнка же отдали в сад для того, чтобы за ним приглядывали и ухаживали, а он приходит домой голодным. Родители в свою очередь станут выяснять причины. Для того чтобы не иметь головной боли и вот таких разговоров с родителями, воспитателю легче применить силу и заставлять ребёнка есть".


Читайте также: Каждый пятый ребенок в Казахстане болен ожирением. Как помочь нашим детям


"Так что причин может быть много и в каждом отдельном случае нужно разбираться, почему именно в этой семье сформировано вот такое отношение к еде, сформированы такие манипуляции с помощью еды, что на это влияет и почему родители так себя ведут", – заключила Ирина Огий.

Последствия пищевого насилия 

По словам Ирины Огий, последствия пищевого насилия могут быть разными в зависимости от многих факторов: от того, как заставляли, кто заставлял. 

"Кто-то из детей более стрессоустойчивый, кто-то более нежный или очень чувствительный. Совокупность разных факторов будет влиять на то, какие последствия будут от пищевого насилия. Это могут быть просто изменения каких-то вкусовых предпочтений: есть очень много взрослых, которые всю жизнь не едят манную кашу, потому что в детском саду заставляли есть эту "противную, холодную, скользкую манную кашу". Они её не едят, потому что от одного воспоминания от этой манки мурашки по коже идут. От этого человек, может, сильно не страдает, но вкусовые предпочтения поменялись. Или также много тех, которые после детского сада не пьют молоко, потому что его подавали с пенкой, не пьют кисель, потому что он был противный – это просто изменения вкусовых предпочтений".

Но бывают и более серьёзные последствия. Если пищевое насилие было более глобальным и применялось не только в детском саду, но и дома, происходили какие-то манипуляции из серии "ты меня не любишь, раз не кушаешь", то у ребёнка может сформироваться расстройство пищевого поведения (РПП)", – поясняла Ирина Огий.

Доктор психологических наук, профессор, психоневролог Раушан Каримова считает, что расстройство пищевого поведения связано прежде всего с центральной нервной системой и особенно с её вегетативным отделом.

"В нашем организме имеется уникальная автономная система  – вегетативная нервная система, которая отвечает, во-первых, за работу всего желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) от начала и до конца. Во-вторых, за эмоции человека и, в-третьих, за стрессоустойчивость, то есть определяет состояние иммунной системы. Поэтому нарушение вегетативной нервной системы влечёт за собой как РПП, так и аффективные расстройства эмоций и нарушение стрессоустойчивости", – отметила Раушан Каримова.

"Отсюда можно сделать вывод, что РПП связаны в первую очередь с эмоциональной сферой человека (стрессами), с нарушениями функционирования ЖКТ и с нарушениями функции эндокринной нервной системы", – пояснила профессор .

Преимущественно, по словам доктора психологических наук, РПП связаны с посттравматическими психологическими расстройствами: например, в популярном желании человека заедать стресс. К таким состояниям относятся анорексия, булимия или чередующаяся анорексия с булимией, а также проблемы с ЖКТ – нарушение всасывания, причём не только на уровне кишечника, а начиная уже с ротовой полости. Это называется нарушением функциональной активности ферментативной системы.

"Нарушения пищевого поведения могут быть связаны с различными психическими нарушениями  – это прежде всего пограничные нарушения, которые определяют всевозможные эмоциональные состояния: нарушение настроения, сна и бодрствования", – акцентировала эксперт.

Также, по её словам, РПП могут быть признаками тяжелых психических заболеваний у детей, таких как аутизм, различные задержки психического развития, особенно его атипичные формы. "Чаще всего при таких заболеваниях как аутизм и нарушение первазивного развития нарушения пищевого поведения всегда практически одинаковые и сопровождаются извращениями вкусовых качеств, вкусовых предпочтений, предпочтениями однообразной пищи, усиленной гиперосмией, когда у ребёнка чрезмерная чувствительность обонятельных центров, и он сначала нюхает еду, прежде чем начинать есть, – пояснила профессор. – Нарушение обоняния, вкусовых качеств и нарушение психического развития связаны едиными центрами, которые носят название кольца Папеца так называемой центральной части вегетативной нервной системы".

"Нарушения пищевого поведения могут быть и при психических заболеваниях, таких как шизофрения, биполярное расстройство", – добавила Раушан Каримова.

"То, как взаимосвязаны эмоции (стресс) и работа ЖКТ, наглядно демонстрирует синдром раздражённого кишечника (медвежья болезнь), – отметила она. – Он встречается довольно часто. Когда человек начинает сильно волноваться, у молодёжи это бывает особенно во время сессии, у него появляются частые позывы к мочеиспусканию, а также развивается транзиторная диарея на фоне стресса. Поэтому, когда мы говорим о том, как лечить РПП, нужно в первую очередь определить его причину: это может быть проявление психического заболевания, последствие постстрессового состояния или нарушение нейроразвития у детей".

Психоневролог обеспокоена тем, что в СМИ и соцсетях распространяется много информации о диетах, разнообразных способах очищения кишечника. 

"Это неправильно – начинать с конца, нужно лечить причину. Диету должен назначать только врач, причём врач-диетолог, гастроэнтеролог, аллерголог или эндокринолог, если речь идёт о сахарном диабете. Диету нельзя назначать самостоятельно", – уверена Раушан Каримова.

По словам эксперта, нарушение всасывания, нарушение правильности питания значительно отражается на здоровье ребёнке. Каждый человек, и особенно ребёнок, должен получать полноценную пищу: сбалансированное количество белков, жиров, углеводов.

"Дети должны обязательно получать белковую пищу, потому что белок является строительным материалом, прежде всего для клеток мозга, мышц, костей, клеток крови, – дефицит белка будет отражаться на физическом и психическом развитии. Всевозможные безглютеновые, безказеиновые диеты, которые сейчас очень модны, нужно назначать только после консультации соответствующего врача и, конечно, после проведения лабораторной диагностики", – подчеркнула профессор.

"Многие родители совершенно напрасно назначают ребёнку безглютеновую диету, то есть полностью исключают все зерновые продукты – хлеб, хлебобулочные изделия, полагая, что это идёт на пользу ребёнку. На самом деле в такой ситуации ребёнок лишается самого важного – полноценных витаминов группы В", – сказала она.

"Конечно, если у ребёнка есть признаки нарушения всасывания или непереносимости глютена, то нужно обязательно исключать. Но диета должна иметь определённые сроки, должна контролироваться анализами и проходить под наблюдением соответствующего врача-специалиста", – считает Раушан Каримова.

Здоровые привычки 

Здоровые привычки, по словам эксперта Ирины Огий, формируются через подражание взрослым. 

"Во-первых, если в семье родители завтракают, обедают и ужинают, вероятность, что ребёнок будет поступать так же, почти стопроцентная. Если мама утром выпивает чашку кофе и до двух дня ничего больше не ест, требовать от ребёнка, чтобы он съел полноценный завтрак, в 11.00 перекусил , а в 13.00 ещё и пообедал, – странно", – отметила она.

По словам эксперта, еда должна быть разнообразной и вкусной. Даже если ребёнок бунтует и соглашается есть только макароны, надо постараться разнообразить его рацион: давать то суп с макаронами, овощами и наваристым бульоном, то запеканку с макаронами, то макароны с котлетами.

"Если у ребёнка сформирован режим питания, он ест в одно и то же время, это ему помогает физиологически к определённому часу ощущать голод и способствует формированию здоровых привычек",  – подчеркнула Ирина Огий.

Эксперт уверена: там, где насилие, нет роста, нет развития. Если кого-то так воспитывали, это не значит, что он вырос со здоровой оценкой ситуации.


Читайте также:


Новости партнеров