Прямой эфир Новости спорта

Про утильсбор и не только. Пять ответов Нурлана Смагулова Раимбеку Баталову

Нурлан Смагулов / фото пресс-службы "Астана Моторс"
Нурлан Смагулов / фото пресс-службы "Астана Моторс"
Основатель компании "Астана Моторс" ответил на неудобные вопросы об утильсборе и субсидировании отечественного автопрома.

Основатель компании "Астана Моторс" Нурлан Смагулов в открытом письме ответил на вопросы, которые задал ему новый глава Национальной ассоциации "Атамекен" Раимбек Баталов по поводу утильсбора. Приводим текст письма полностью. 

"В интервью журналисту Вадиму Борейко председатель президиума НПП "Атамекен" заочно задал мне вопросы как владельцу автомобильного завода, который, по словам Раимбека Баталова, является "бенефициаром утильсбора" с предложением раскрыть информацию какие субсидии мы получаем от государства, есть ли перспективы у автопрома, и самый главный вопрос – какая польза гражданам Казахстана от нашего завода.

Я благодарен председателю президиума НПП "Атамекен" за прямые и справедливые вопросы, и отвечу так же прямо, честно и публично, потому что в последние несколько месяцев я слышу и читаю о себе и своей компании много недостоверных фактов, домыслов, порочащих мое имя и репутацию компании "Астана Моторс".

Вопрос первый – куда делись 200-300 млрд тенге от утильсбора, озвученные Министерством экологии, которые якобы были направлены на поддержку автопрома?

Нашему заводу Hyundai Trans Kazakhstan "Оператор РОП" вернул 29,3 млрд тенге. Это сумма, которую мы ранее уплачивали "Оператору РОП". Приобретая автомобили отечественного производства, покупатель не оплачивает утильсбор, так как он не включен в стоимость автомобиля, произведённого в Казахстане.

Почему "Оператор РОП" назвал возврат наших же денег поддержкой автопрома и субсидиями, нам до сих пор непонятно.

Мы предложили новому оператору "Жасыл Даму" изменить систему работы – прекратить денежные транзакции между оператором и производителями и перейти к работе по системе зачёта, как в России, что позволит снять все вопросы по финансовой поддержке автопроизводителей через утильсбор.

Второй вопрос – сколько на самом деле субсидий получило наше предприятие Нyundai Trans Kazakhstan?

Наш завод не получал и не получает ни одного тенге субсидий ни на строительство завода, ни на производство автомобилей, ни на какие другие цели. При экспорте наших автомобилей в другие страны "Оператор РОП" оказывал экспортную поддержку для возмещения расходов по оплате утильсбора в той стране, куда мы поставляли автомобили. Это общепринятое правило для стимулирования экспорта в ЕАЭС и других странах.

Общие инвестиции в строительство завода составили 30,8 млрд тенге (с учетом новой линии по сварке и окраске Hyundai Tucson). 30% от инвестиций – это собственный вклад компании "Астана Моторс", остальные 70% мы взяли в кредит в БРК на коммерческих условиях, а именно под 8,28% годовых.

Сегодня на заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты. За 2021 год наш завод оплатил налоги 9,4 млрд тенге.

Третий вопрос – насколько перспективно развитие казахстанского автопрома?

Стран, которые производят автомобили под своими оригинальными брендами в мире не так много – около десяти; 50-60 стран производят автомобили по лицензии автоконцернов- производителей. В странах СНГ это Белоруссия, Россия, Узбекистан, Казахстан. До последнего времени Украина производила автомобили, пока там не были сняты защитные меры от завоза старых автомобилей.

Наша позиция – казахстанский автопром должен быть рассчитан не только на внутренний рынок, хотя насытить казахстанский авторынок – наша приоритетная задача, но, учитывая, что наш рынок небольшой, то нашей главной задачей должно стать развитие экспорта в близлежащие страны – в Россию, Беларусь, Украину и Узбекистан.

Нашему заводу чуть больше года, при этом мы уже производим две модели Hyundai методом сварки и окраски и экспортируем до 30% автомобилей, сошедших с конвейера Нyundai Trans Kazakhstan.

Сейчас мы ведём переговоры с лидерами китайского автопрома о строительстве завода по производству автомобилей. Этот завод будет нацелен на экспорт в Россию. На данном заводе все автомобили будут производить методом сварки и окраски, его производственная мощность составит 60-70 тысяч автомобилей. Достижение этого критического порога позволит нам установить оборудование для штампа кузовов, производить сидения  и создать новые производства, новые рабочие места и увеличить казахстанское содержание с текущих 15% до 30-35%. Мы видим большие перспективы по производству и экспорту автомобилей и готовы развивать автопром в Казахстане.

Четвертый вопрос – касательно цен на автомобили.

Цены на новые автомобили в тех странах, где производятся автомобили, в том числе в Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане и Беларуси, регулируются мировыми автоконцернами так, чтобы не допустить перепродажу новых автомобилей из страны в страну. Этот процесс очень прозрачный и никак не зависит от наших действий.

Пятый вопрос – что касается стареющего автопарка Казахстана.

При снижении утильсбора до нуля парк автомобилей "постареет" ещё больше, так как в основном привезут старые автомобили. Наши же заводы производят новые автомобили, а если кто-то утверждает, что привезут новые автомобили, то это лукавство, так как нет никакой экономической выгоды и дефицит автомобилей присутствует во всех странах.


Читайте также: Ставки по утильсбору снижены в два раза. Как отреагировали автомобилисты


Как основатель компании "Астана Моторс", которой в этом году исполняется 30 лет, хочу заявить – я патриот своей страны и моя компания является одним из крупнейших налогоплательщиков Казахстана: в 2021 году "Астана Моторс" заплатила налогов на сумму 39,6 млрд тенге, в компании работает около пяти тысяч сотрудников, и мы видим большую перспективу развития автопрома в нашей стране.

И самый важный вопрос – нужен ли казахстанский автопром гражданам нашей страны. Мы уверены на 100% – нужен. Главный вопрос, что мы оставим будущим поколениям: барахолки и старые автомобили на дорогах нашей страны или современные заводы, рабочие места, инженерные кадры и амбиции как развитой страны на просторах Евразийского союза? Передо мной и моей командой такой вопрос не стоит, я уверен в будущем нашей страны.

За все цифры и факты, которые предоставили в этом письме, я готов нести полную моральную и юридическую ответственность. Пользуясь случаем, приглашаю председателя президиума НПП "Атамекен" Раимбека Баталова и его коллег на завод, с целью убедиться в настоящем положении вещей".

С уважением, основатель "Астана Моторс" Нурлан Смагулов

Новости партнеров