Прямой эфир Новости спорта

Зайцев нет. Как журналисты и главные менеджеры по инспекционной работе искали нарушителей в поездах КТЖ

Informburo.kz вместе с АО "НК КТЖ" делится итогами эксперимента по поиску нарушений в поездах. О поездке рассказывает журналист Сулугуль Бакесова.

…"Едем на четыре дня, проверяем три поезда. Ничего лишнего с собой не берите, это не увеселительная прогулка. Встречаемся в 10.30 утра на перроне старого вокзала, – строго напутствовал участников пресс-тура старший группы, главный менеджер с 12-летним стажем Берик Сандыбаев. – Провести проверку нам предстоит на железнодорожных участках Нур-Султан – Атбасар и Тобыл – Айтеке би. Если выявим нарушения, составим акт и проинформируем компанию-перевозчика для разбора ситуации и принятия дисциплинарных мер к нарушителям. Также материал по выявленным нарушениям направим в инспекцию транспортного контроля. Они примут свои меры. Все понятно?"

"Журналист меняет профессию", "Один день из жизни героя", – ещё десять лет назад такие репортажи считались большой журналистской удачей. Репортёры выезжали в рейды с дорожными полицейскими, дежурили с бригадой скорой помощи, писали отчёты о работе акимов, буднях спортсменов и даже посещали с прокурорами закрытые учреждения для особо опасных преступников. Но ни разу за свою профессиональную и читательскую карьеру я не видела материала о том, как работают ревизоры железной дороги. Нынче их называют главными менеджерами по инспекционной работе пассажирских перевозок.  Поэтому во избежание недомолвок будем и далее называть их так. Так вот, даже когда репортёры просились к ним в напарники, ответ был неизменно отрицательным.

Когда же пресс-служба АО "НК КТЖ" сама предложила выйти в рейд с главными менеджерами для выявления безбилетников, груза и нарушений в работе поездных бригад в пути следования, отказаться было совершенно невозможно. Решение было принято мгновенно: едем! Берегитесь, зайцы, мы идём за вами!

Из столицы – в Уральск

Пассажирский поезд №51/52 "Тулпар-Тальго" сообщением Нур-Султан – Уральск опоздал на 5 минут. Мысленно ставлю КТЖ первый "минус".

Место мне определили в 15-м вагоне, в купе, где уже расположились женщина с 12-летней дочкой, которые тоже держали путь в Уральск. Стоило мне разместиться, как ребенок озвучил эгоистичную мысль: "Вот бы четвёртого пассажира не было!" Мы с женщиной переглянулись и невольно рассмеялись, потому что подумали о том же. В евростандартном вагоне "Тальго" довольно тесно, а путь длительный – почти две тысячи километров. Но поставить КТЖ за это второй "минус" рука у меня не поднялась. Состав новый, в купе чисто, тепло и уютно, проводник предупредительный.

Хотелось расслабиться и, глядя в окно на пролетающие степные просторы и станции, насладиться поездкой. Но, увы, прохлаждаться мне было некогда. Куртку сняла и – за работу! Официальный представитель АО "Пассажирские перевозки" Мади Мухамедкали дал пять минут на посадку.

Собраться решено было в пятом штабном вагоне. Там уже начали свою работу главные менеджеры по инспекционной работе Берик Сандыбаев и Асылхан Омирсерик. Проверяющие предъявили начальнику поезда служебные удостоверения, представились по уставу, попросили бланки учёта населённости пассажиров. Строгие, в форме железнодорожников, выглядели они сурово. Но бригадир поезда, видимо, к такому "вниманию" привык, даже бровью не повел, что-то отметил в журнале, показал необходимые документы, выделил сопровождающих и началась проверка.

"Основная деятельность мобильной мониторинговой группы – контроль над соблюдением работниками поездной бригады требований Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. А также противодействие коррупции, – пояснил главный менеджер по инспекционной работе по направлению пассажирских перевозок АО "НК КТЖ" Асылхан Омерсерик. – Ежедневно мобильные мониторинговые группы осуществляют осмотры поездов АО "Пассажирское перевозки" и "Пригородные перевозки" по всему Казахстану. В среднем в сутки контролю подвергаются 30-40 поездов. Например, в ноябре наши ревизоры осмотрели 371 пассажирский поезд, выявили 5 безбилетных пассажиров и 1320 кг неоформленного груза и багажа...".

"Так мало...", – мысленно пригорюнились мы с коллегами, втайне надеясь, что нам-то в рейде точно повезёт и мы выявим криминал.

"На сегодняшний день можно говорить о том, что провоз безбилетных пассажиров и неоформленного груза перестаёт носить системный характер. Хотя единичные случаи продолжают иметь место", – слова главного менеджера расстроили ещё больше. И то, как я потом выяснила из бесед с проводниками, "зайцев" они берут очень редко и не из желания незаконно подзаработать, а из... жалости к пассажирам (на 1-2 станции, не больше), которые такие истории рассказывают о необходимости поездки и отсутствии денег, что впору рыдать вместе с ними.

По словам опытного проверяющего Берика Сандыбаева, с "зайцами" в казахстанских поездах практически покончено, сейчас проверяющие наводят порядок с перевозкой ручной клади, вес которой в обычных поездах не должен превышать 35 кг, а в вагонах "Тулпар-Тальго" – 25 кг, а габарит – не больше 150 см. Багаж, превышающий данный вес и параметры, пассажиры должны оформлять заранее и перевозить в специальном багажном вагоне.

Чтобы не пугать пассажиров, проводники идут впереди с разъяснительной миссией, объясняя, что на этот раз проверка проводится вместе с общественными контролёрами – журналистами казахстанских СМИ. Некоторые пассажиры оказались противниками публичности, отказались от разговора и съёмок на видеокамеру, но большинство общаются с удовольствием.

Во время проверки главные менеджеры чёткими, отработанными движениями проверяют билеты и документы пассажиров, просят предъявить ручную кладь. А мы разговариваем с пассажирами про жизнь и про качество сервиса.

Даулет Ержанов, житель Уральска, едет в плацкартном вагоне вместе с супругой:

"30 лет по работе я ездил в поездах по всей стране, чего только не видел! Сейчас вот на пенсии, по семейным делам едем. По сравнению с поездами того времени – просто небо и земля. Вагон новый, сервис вон какой хороший. Чисто, тепло и уютно. Проводники аккуратные, собранные, вежливые, в красивой форме. Увидели, что мы пожилые люди, сами занесли наши вещи в вагон и поставили на место. На казахском и русском языках свободно говорят. Мне кажется, если даже иностранец зайдёт в вагон, они и с ним объясниться смогут. На наших соседей посмотрите... Какие они молодые и уважительные. Нашли вот с ними общий язык, беседуем с интересом. В вагоне нет никого, кто бы громко разговаривал или как-то иначе потревожил нас. На что нам жаловаться? Всё прекрасно".

Также и у других пассажиров – мир, покой, всё хорошо.

Работают главные менеджеры быстро: три минуты и всё – купе "готово", пора переходить к следующему. Только-только мы успели войти во вкус работы проверяющих, как проверка состава закончилась. Вагоны-то полупустые, пассажиров немного!

"Что удивляться – коронавирус, люди берегут себя, путешествуют только в случаях крайней необходимости, – говорит начальник поезда Бакытжан Алибеков. – Я 27 лет работаю на железной дороге, такое только в этом году увидел. Раньше составы на запад следовали полными, под завязку, из-за большого количества пассажиров частенько дополнительные вагоны прицепляли. Из-за карантина населённость поездов снизилась, даже отцепляли вагоны. Сейчас снова идёт на повышение, что наших проводников радует – жизнь в поезда возвращается, работать интереснее. Наша задача – благополучно доставить пассажиров на станцию, предоставить качественный сервис в пути и обеспечить их безопасность. Ребята стараются".

И это правда видно. О тонкостях своей работы проводники рассказывают скупо, но с гордостью.

"Работа начинается с приёмки вагона. Вагон должен быть чистым, укомплектованным постельными принадлежностями и другим инвентарём, всё оборудование – исправным. Всё должно быть на своём месте. Мы несём ответственность за соблюдение санитарных норм. В связи с пандемией к пассажирам предъявляется несколько дополнительных требований. Например, нужно соблюдать дистанцию в 1,5 метра при посадке в вагон, входить в маске и по вагону передвигаться, если есть необходимость, в маске. Если у человека маски нет, выдаём из своего запаса. Провожающих в поезд не пускаем. Если есть женщина с детьми, пожилые люди или люди с ограниченными возможностями, мы сами помогаем им с багажом и удобно устроиться. Праздно ходить по другим вагонам в поиске знакомых и общения не разрешается. В вагоне-ресторане также соблюдены расстояния между местами питания пассажиров. В случае нарушения правил выдаём пассажиру предупреждение. Если вдруг всё равно будет своевольничать и не подчинится, можем привлечь транспортных полицейских, которые сопровождают состав. Ведь мы несём ответственность за безопасность пассажиров. Порядок должен быть во всём. Пассажиры понимают ситуацию. В принципе, никто не возражает, все соблюдают меры безопасности в условиях пандемии", – рассказывает проводник Алматинского участка АО "Пассажирские перевозки" Шархан Нурасыл.

Во время  проверки главных менеджеров пассажирского поезда№51/52 "Тулпар-Тальго" сообщением Нур-Султан – Уральск, к счастью или к сожалению, мы не обнаружили безбилетников. Не было даже ни одного пассажира, нарушившего правила провоза багажа. Народ в основном путешествовал налегке. Проверка состава заняла 26 часов.

Из Уральска – в Актобе

На пассажирский поезд №614 сообщением Уральск – Актобе мы сели вечером в 22.10. Обычный поезд с пятью вагонами. И – о, радость! – начальник поезда Алмас Мырзагулулы сообщил, что поезд загружен на 100%. Потираем руки, готовимся к проверке. Стандартная процедура – главные менеджеры представляются, предъявляют начальнику поезда служебные удостоверения, пошли и... снова пусто. Нет нарушений!

Пытаюсь втихую выяснить у проводников, может мы попали на лже-проверку и КТЖшники предупредили поездные бригады заранее?

Проводники смеются: "С работой сейчас туго, в пандемию многих по домам распускают, а у нас зарплата стабильная, работа по графику, вот за неё и держимся".

В порядке и соблюдении Правил перевозки проводники, как выяснилось, заинтересованы финансово. Если работа выполняется безупречно, без нарушений и нареканий, проводнику ежеквартально начисляются надбавки к заработной плате. Кроме того, предусмотрена возможность приобретения билетов с 85-процентной скидкой. А ещё АО "Пассажирские перевозки" ежегодно проводит конкурс "Лучшая бригада", победители которого получают специальное поощрительное вознаграждение.

Чтобы победить, члены всей поездной бригады в течение полугода должны быть безупречными: соблюдать правила перевозки и безопасности пассажиров, санитарные нормы. Вагоны должны блестеть чистотой, проводники – излучать внимание и заботу к путешествующим, зорко следя при этом за соблюдением ими правил. И чтобы ни одной претензии или жалобы на всю бригаду! Наоборот, баллы начисляются за письменные благодарности временных "жителей" поезда. Вот только найти эту книгу "замечаний-предложений-благодарностей" не так-то легко. Она одна на весь поезд. Хранится в штабном вагоне под надзором начальника бригады. Кстати, в этой книге пассажиры могут оставить и свои предложения по улучшению сервиса для руководства компании.

"В условиях коронавирусной инфекции обязанности, возлагаемые на поездные бригады, увеличились. Помимо проверки на отсутствие нарушений правил перевозки участились проверки поездов на соблюдение санитарно-гигиенических норм. Но у нас бригада дружная, работаем на совесть. В нашем поезде полный порядок, соблюдаются все требования. Влажная уборка в вагонах проводится регулярно, как положено. Все необходимые дезинфицирующее средства выдаются. Все проводники прошли курсы оказания первой медицинской помощи на случай Сovid-19. Тьфу-тьфу, пока применять эти знания не пришлось. Настроение у путешествующих с нами хорошее, люди соскучились по общению, наслаждаются разговорами в поездке, жалоб на работу проводников пока не поступало", – рассказывает начальник поезда Алмас Мырзагулулы.

И он не капельки не преувеличил ситуацию. Пассажиры и этого загруженного состава действительно,сервисом довольны.

"К чистоте вагона, к деятельности проводников претензий не имею. Вагон тёплый и чистый, постельное бельё свежее, если чаю хочется – вода всегда горячая. В туалете тоже идеальная чистота. Проводники культурные, вежливые. Если они требуют носить маски, так разве это не для нашей безопасности? Поэтому я ничего не могу сказать, кроме благодарности", – сказала пассажирка Галина Щёточкина.

Такую же уныло-идеальную ситуацию мы зафиксировали в третьем поезде №37 сообщением Мангыстау – Нур-Султан – Нурлы жол.

Вот так, по-журналистски бесславно, без погонь, арестов и покаянных слёз нарушителей, закончилась наша железнодорожная поездка в западный регион. "Поймать зайца" в поездах КТЖ, увы, не получилось.

Но одно нарекание на деятельность КТЖ за время нашей  поездки  мне удалось-таки услышать. Этот факт не касается напрямую деятельности поездных бригад, но всё же. Одна из моих попутчиц посетовала на то, что два раза в начале лета, в период жёсткого карантина покупала билеты на поезд через интернет, но поездку пришлось отменить, а билеты вернуть. Компания предупредила, что с возвращением средств за билет возможна задержка, но тот факт, что деньги за билет ей так долго не перечисляют, расстраивает женщину.

И ещё момент в завершение моего отчёта: контролировать работу железной дороги я точно никогда больше не стану. Трое суток на ногах, с поезда на поезд, многочасовые ожидания следующего состава на станции... Респект вам, господа проверяющие, за стойкость!

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров