Жакип Асанов в Актобе: "За образом радикала кроется обычный бандит или маргинал"
Рабочей группе удалось сформировать типичный социальный психологический портрет радикала, сообщил Жакип Асанов.
"За образом радикала кроется обычный бандит или маргинал, многие из которых не разбираются в исламе, не читали или намеренно не хотят читать Коран, не желают работать, отвергают семейные ценности и институты государства", – заявил генпрокурор.
По данным прокуроров, каждый пятый экстремист из Актобе был ранее судим. Генеральный прокурор уверен, понимание образа радикалов поможет в дальнейшем противодействовать им.
За месяц пребывания в регионе группа из Астаны, которая состояла из имамов, теологов, учёных, врачей, психологов и бизнесменов, работала в семи разных направлениях. Почти в каждом, как выяснилось, были проблемы. В частности, стало известно, что каждый шестой имам области не смог пройти аттестацию. В сёлах пассивно развивается малый и средний бизнес. Людям предложили работать совместно с акиматами. Для этого более 100 сельских акимов были обучены работе с населением, им были представлены 850 бизнес-идей.
Школьников и учителей обучили действиям при теракте, эти навыки теперь есть у 2,5 тысяч школьников и их педагогов. Также была проверена система защиты от терактов на 49 объектах, персонал которых тоже научили правильно реагировать при возникновении угрозы.
В течение месяца у жителей области была возможность обследоваться у лучших врачей страны. К примеру, известный профессор Серик Шолаков обследовал 12 пациентов, половина из них будет доставлена в Астану для операции на головном мозге. Также были проведены мастер-классы для врачей районных центров.
Жакип Асанов, подводя итоги работы, сообщил, что опыт, полученный в Актобе, позволил создать методические пособия для будущих выездов. Кроме того, по приезде в Астану прокуроры намерены подготовить пакет поправок в нормативно-правовой акт и госпрограмму по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Спецдесант из Астаны в количестве 200 человек высадился в Актобе в конце сентября. Комиссия должна была выяснить, почему именно в Актобе произошёл теракт 5 июня, какие предпосылки к этому вели, и разобраться с проблемой.