
Свой первый визит в столицу Казахстана Петр Степанек совершил в рамках участия в Астанинском экономическом форуме. Первое, что поразило чешского гостя, – масштабы строений на левом берегу Ишима.
- Я приехал в ваш город ранним утром. Не стал бронировать гостиницу, так как тем же вечером мне нужно было вылетать в Москву и далее в Прагу. И вот стою я на площади перед Дворцом Независимости в 6 часов и ощущаю себя самым маленьким человеком в окружении бетона, - рассказывает архитектор. - Почему? Объясню. 80% людей в мире имеют примерно одинаковые габариты, и здания в городах строятся под "people size" (человеческий размер. – Авт.). Но когда смотришь на строения в Астане, складывается ощущение, что здесь проживают сплошные гулливеры – настолько эти здания громоздкие. Лицо города – это не только здания. Это, прежде всего, общее пространство. И всё это должно соответствовать человеческим масштабам – как в физическом, так и в психологическом плане. Иначе возникает то самое ощущение маленького человека.
Впрочем, вскоре одиночество "маленького человека в окружении бетона" нарушили рабочие. С мётлами, тряпками и вёдрами в руках – и с энтузиазмом в придачу – трудовой народ в рассветный час принялся высушивать мокрую от недавнего дождя брусчатку.
"Я смотрел и не верил глазам: площадь из дорогостоящего материала после небольшого дождя превращается в большую лужу, которую выкачивают рабочие. Такая картина возможна где-нибудь в историческом центре города, где невозможно положить асфальт, но не на новейшей площади столицы!.."
Оставив рабочих с мётлами, гость Астаны отправился в поисках магазина одежды.
- Я забыл галстук дома и хотел купить его в аэропорту в Москве. По каким-то непонятным мне правилам, если я лечу в Казахстан, Армению или Грузию из московского аэропорта, то не могу купить там ни одежду, ни обувь. Думал решить этот вопрос в Астане, но обойдя все близлежащие улицы, я не нашёл ни одного вещевого магазина! Хотя во всех столицах мира – в Лондоне, Вене и вообще в городах после ста метров вы обязательно наткнётесь на текстильный магазин, книжную лавку или закусочную. В Астану, как рассказывали мои коллеги, средств вложено больше, чем в Лондон. Так почему же так сложно найти в деловом центре столицы необходимые торговые точки? - задаётся вопросом гость.
Как отмечает градостроитель, современные тренды архитектуры провозглашают, что города должны строиться для людей, а не для автомобилей. Но о столице Казахстана у чешского эксперта сложилось обратное впечатление.
"15 лет назад я был в Алматы, и после увиденного в Астане могу сделать вывод, что южная столица – это город для людей, делающий акцент не на коммуникации, как северная столица, а на улицы. В Астану же, на мой взгляд, было заложено больше денег, чем умения. У вас хорошие дороги на левом берегу, но это дороги для транспорта. У вас красивые здания для участников конгрессов, но насколько они удобны для простых жителей города?" - вновь задаётся вопросом архитектор.
"Такое ощущение, что ваш город проектировался для НЛО и всех остальных, взирающих на Астану из космоса, но не для людей".
Впрочем, некоторые здания в Астане Петр Степанек всё же оценил положительно.
"Я видел несколько строений, которые с архитектурной точки зрения созданы качественно. В их числе – Библиотека Первого Президента. Не подумайте, что я настроен критично только к чужим городам. В родной мне Праге также достаточно недоработок. У нас, например, до сих пор не решены вопросы с пандусами на некоторых станциях метро. Как и любая столица, Прага – дорогой город, однако мы пытаемся снизить стоимость услуг в отдельных сегментах, в том числе в транспортном. Но об этом, увы, не знают гости города, которых местные власти почему-то не считают нужным информировать об экономичных вариантах поездок на общественном транспорте", - делится пан Степанек.
Smart city ("умные города") начинаются с удобства для жителей и гостей города.
К слову, о транспорте. Архитектор рассказал, что общественным транспортом в Чехии и других странах пользуются не только рядовые граждане, но и министры.
"Я сам лично видел, как один министр в Вене передвигался не на лимузине, а на автобусе. А когда по улицам Праги едет президент страны, автомобильное движение не останавливается", - рассказывает чешский гость.
И резюмируя, Петр Степанек подчеркнул:
"Даже такие амбициозные города, как Астана, должны уважать принципы устойчивого градостроительства, а не стремиться к превращению столицы в дорогостоящую выставку".
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии