
При анализе послания важно учитывать контекст текущей общественно-политической ситуации. Мне кажется, что это Послание отражает переходные процессы в общественно-политическом устройстве нашей страны, и анализ его необходимо делать с учётом этого фактора.
С Посланием Президент выступил через неделю после своего официального обращения по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти. Одним из ключевых моментов этого процесса является делегирование значительной части полномочий по регулированию социально-экономических процессов Правительству: признано целесообразным передать Правительству утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности. "Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра… Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны". Все эти изменения предполагается закрепить законодательно до конца текущей сессии Парламента, то есть до 1 июня.
Таким образом, в формулировании Послания на 2017 год сложилась как бы некоторая противоречивость. Традиционный формат Послания базируется (базировался) на сильной президентской вертикали и содержит значительное количество прямых указаний, формулирует социально-экономические программы, прямо формирует программу действий Правительства на следующий год. В то же время, уже через полгода Правительство должно будет само формулировать свои социально-экономические программы и действия в области социально-экономической политики и нести за них ответственность перед Парламентом вплоть до сложения своих полномочий именно перед Парламентом.
Изменение роли Президента в общественно-политическом устройстве страны должно бы изменить и формат Послания, но ведь де-юре эта самая роль пока ещё не изменилась.
Мне кажется, это во многом объясняет некоторую противоречивость Послания. Документ сформулирован в качестве посыла, открывающего стратегически новую страницу в развитии страны: "Третья волна модернизации". Стратегическая новизна и принципиальная важность подчёркивается историческим экскурсом. Первая модернизация – переход к рыночной экономике и создание независимости (1991-1998 годы), вторая модернизация – принятие Стратегии-2030 (1998 -2017 годы). В этом смысле Послание соответствует сосредоточенности Президента на стратегических функциях и роли верховного арбитра. Однако далее, как заметили многие эксперты, никаких практически новых шагов не последовало: в основном идёт поддержка текущих, уже осуществляющихся действий Правительства.
К примеру программа "Цифровой Казахстан" уже была разработана к середине 2016 года и планировалась к реализации с 2017 года. Насколько я понимаю, в разработке этой программы принимали участие специалисты из негосударственного сектора, и она одобрена и экспертной средой. Остальные направления также не являются новыми: АПК, транспорт и логистика, повышение производительности труда, приватизация, повышение эффективности расходования бюджетных средств, направления социальной политики, создание условий для бизнеса, развитие МСБ, – всё это не ново.
В то же время в упомянутом контексте Послание совершенно логично: Президент не стал вмешиваться в оперативные вопросы социально-экономической политики, просто поддержав уже сформированные тренды и подтвердив уже озвученные обязательства в части повышения пенсий, социальных пособий, реформирования здравоохранения.
Вместе с тем, и это, мне кажется, является ключевым моментом Послания, Президент поручил Правительству разработать Стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны под названием "Национальная технологическая инициатива Казахстана". В него же, видимо, войдут экспортная и инвестиционная стратегии, меры по дерегулированию бизнеса. Этот стратегический план и содержащиеся в нём оперативные подходы, госпрограммы и идеи будут утверждаться уже осенью в новых условиях подотчётности Правительства Парламенту.
Вместе с тем, в Послании прозвучал ряд принципиальных и важных моментов, которые определят дальнейшие действия и программы. Остановлюсь на них подробнее.
Президент – председатель совета по управлению Национальным фондом – чётко заявил, что Правительство в своей политике не может бездумно рассчитывать на средства Нацфонда.
Это проходит красной нитью везде, где упоминаются финансовые вопросы. У "Байтерека" и "КазАгро" новая функция: привлечение частных инвестиций для реализации госпрограмм. Проблемы банков надо решать через докапитализацию со стороны акционеров, бюджетные расходы снижать, оптимизировать, перераспределять, трансферты из Нацфонда снижать, использовать процедуры ГЧП. В "Нурлы Жер" использовать уже выделенные средства по револьверному принципу. Никакого упоминания о дополнительных трансфертах, которые были традиционными в предыдущих посланиях. В силу того, что никакого изменения в системе управления Нацфондом не предвидится, эта позиция может считаться "непоколебимой реальностью".
Второй аспект заключается в расширении функций Национального банка через переход от формализованного подхода к риск-ориентированному, чтобы принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формальных нарушений с их стороны. Национальный банк никак не подпадает под даже будущую "юрисдикцию Правительства", так что это позиция, которая позволяет Нацбанку действовать проактивно, а значит, существенно изменяет политический вес регулятора в коммуникациях с акционерами, что также является крайне важным сигналом со стороны Президента. Думаю, что волна негативных публикаций в СМИ в отношении председателя НБ является, в том числе, отголоском дискуссии вокруг этого пункта.
Понимание контекста, в котором вышло Послание, позволяет заключить, что принципиальными сообщениями в нём являются:
1. Необходимость принципиального нового подхода в социально-экономической политике, причём степень новизны должна быть сопоставима с переходом от плановой экономики к рыночной ("первая волна") и от принципов выживания 90-х к принципам стратегического планирования 2000-2015 гг. ("вторая волна").
2. Новая политика не должна опираться на Национальный фонд.
Всё остальное является подтверждением текущих действий Правительства в связи с тем, что ему нужно время для формулирования нового плана, удовлетворяющего вышеприведённым условиям.
Ну и, наверное, поэтому Послание было представлено, если так можно выразиться, "заочно". Два ключевых сообщения очень коротки, а остальное знаковых изменений не содержит и не может содержать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии