
В издании Atlantic Council вышла обширная аналитическая статья "Окружённый сверхдержавами, Казахстан ходит по геополитическому канату", подготовленная Наргис Касеновой, старшим научным сотрудником Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса при Гарвардском университете.
Исследование, основанное на данных Индекса свободы и процветания, демонстрирует, что после 2019 года Казахстан вступил в фазу заметных институциональных изменений, несмотря на сложный баланс между внутренними реформами и давлением со стороны России и Китая.
Переломный момент: от авторитаризма к реформам
Ключевой тезис работы Касеновой – отставка первого президента Нурсултана Назарбаева в 2019 году стала отправной точкой для трансформации страны. В этот период начались реформы, направленные на улучшение управления и повышение прозрачности государственных институтов. Президент Касым-Жомарт Токаев, первоначально воспринимавшийся как преемник старого режима, превратился в фигуру, которая отвечает на запрос общества на реформы.
"После января 2022 года Казахстан вступил в новую фазу трансформации, и это отразилось в росте индекса свободы", – отмечает Касенова.
Одним из ключевых показателей, на которые ссылается Касенова, является индекс свободы. Согласно ее анализу, на протяжении трех десятилетий наблюдались разнонаправленные тенденции. В 1990-х годах Казахстан двигался по пути либерализации, однако к концу десятилетия произошел откат к авторитарной модели. В дальнейшем наблюдалась сложная динамика: последовательный рост экономической свободы, но ухудшение показателей демократии и прав человека.
Также автор выдела три ключевых субиндекса, характеризующих развитие Казахстана в политическом, экономическом и правовом измерениях.
Так, именно с 2019 года начался рост политического подиндекса, который до этого три десятилетия стабильно снижался. Токаев инициировал концепцию "Слышащего государства", открытые местные выборы. По мнению автора, реформы в первую очередь направлены на устранение излишеств суперпрезидентской политической системы и улучшение управления государством.
Экономический подиндекс Казахстана демонстрирует устойчивый рост, превышая средние региональные показатели, несмотря на резкое снижение на 10 пунктов в 2000-2004 гг., вызванное ужесточением законодательства в сфере инвестиций, налогов и экологических норм. Это привело к ограничению свободы торговли, введению требований к локализации и пересмотру контрактов с иностранными инвесторами. Однако после 2004 г. подиндекс восстановился, а вступление в ВТО в 2015 г. укрепило его положительную динамику.
Правовой подиндекс в Казахстане остаётся наиболее проблемной сферой, отражая сложности с обеспечением верховенства закона. По словам Касеновой, улучшения заметны в эффективности бюрократии, где цифровизация и концепция "Слышащего государства" способствуют большей подотчётности госаппарата. Однако независимость судебной власти остается слабым звеном. Создание МФЦА с независимой судебной системой решает вопросы инвесторов, но подчеркивает неравенство перед законом для граждан. Судебная реформа Токаева и восстановление Конституционного суда могут изменить ситуацию, но реальные результаты будут видны только в ближайшие годы.
Индекс процветания: Казахстан сохраняет лидирующие позиции в регионе
Второй важный показатель – индекс процветания. Казахстан, обладая значительными природными ресурсами, имеет экономический потенциал выше среднего по региону. Это обеспечивается не только экспортом нефти и металлов, но и стабильными инвестициями в социальную сферу.
Касенова подчеркнула, что по показателю "Образование" Казахстан входит в число стран с лучшими показателями в мире. Страна может похвастаться почти всеобщим охватом начальным и средним образованием, а также высоким уровнем охвата высшим образованием. Назарбаевское правительство делало ставку на элитные образовательные проекты, такие как Назарбаев Университет и НИШ, тогда как администрация Токаева сосредоточилась на улучшении массового образования, особенно в сельской местности. Рост финансирования, повышение статуса учителей и международное сотрудничество с зарубежными вузами направлены на устранение дисбалансов и повышение качества обучения.
В сфере здравоохранения Казахстан достиг значительных успехов в снижении младенческой и материнской смертности. Однако пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на показатели продолжительности жизни, что наблюдалось и в других странах региона. Казахстан активно боролся с кризисом, оперативно развернув вакцинацию. В рамках национального проекта "Здоровая нация" правительство ставит цель увеличить среднюю продолжительность жизни с 75 до 77 лет за пять лет, что подчеркивает долгосрочный фокус на улучшение системы здравоохранения.
Казахстан получил высокие оценки по компоненту меньшинств. Конституция страны запрещает любую дискриминацию "по признакам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и любых других обстоятельств". Представители различных этнических групп входят в состав Ассамблеи народа Казахстана – специального политического органа, возглавляемого президентом страны. Пять членов Ассамблеи избираются в Сенат.
По компоненту "Окружающая среда" Казахстан имеет показатели выше среднего по региону. Страна не является крупным эмитентом углерода, но это в значительной степени объясняется небольшим населением страны (20 миллионов человек), которое уступает крупным соседям в более широком регионе Евразии. Углеродоёмкость Казахстана, то есть количество углекислого газа, выбрасываемого на единицу энергии, высока (0,33 кг на киловатт-час) и превышает показатели Китая (0,26 кг/кВт-ч) и Индии (0,28 кг/кВт-ч). Правительство реализует амбициозную программу декарбонизации, стремясь достичь чистого нуля к 2060 году.
Программа реформ Президента Токаева создает потенциал для умеренной либерализации. Как отмечает Касенова:"Для того, чтобы программа постепенной либерализации сработала, на внутреннем уровне государство должно сохранять волю к реформам и способность проводить их с существенным успехом, а общество должно быть заинтересовано в реформах".
Также автор подчеркивает, что успех реформ зависит и от внешнего контекста. Углубление связей с Западом – важный стимул для либерализации, однако Казахстан вынужден балансировать, чтобы не спровоцировать Москву и Пекин.
"Партнёрство с Западом необходимо, но его нужно выстраивать аккуратно, через новые форматы, а не модели 1990-х", – отмечает Касенова.
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии