
Пасссажироперевозчики Шымкента массово отказываются заключать договоры с центральной диспетчерской службой, открытой акиматом города ещё 12 лет назад. Уже 18 из 26 автопарков Шымкента с нового года решили сотрудничать с другой компанией.
Как поясняют автобусники, речь не идёт о лоббировании чьих-то интересов, просто услуги частной фирмы намного дешевле. Председатель ассоциации "Южавтотранс" Дархан Каюпов утверждает, что ЦДС – ненужный посредник, а для работы сейчас достаточно обычного GPS-навигатора.
"Мы устанавливаем навигатор на каждый автобус и у себя смотрим на компьютере, где и как он работает. Даём пароль акимату, и пусть мониторят. Почему мы должны содержать ЦДС, тем более, что это частное лицо. Да, первоначально они на 100% принадлежали акимату, потом 51% продали частному лицу, 49 осталось у акимата. Мы сейчас платим за каждый график ежедневно 130 тенге, за каждый автобус. Умножаем на 31 день, получается около 4 тысяч тенге. А вот другая компания, у которой мы обслуживаемся, у них каждый график стоит 1000 тенге в месяц. Есть разница?" – говорит Дархан Каюпов.
Содержание ЦДС, по подсчётам автобусников, обходится им в 4 миллиона тенге ежемесячно: в городе на линию выходят 1000 автобусов.
Но больше всего транспортников задевает, что их заставляют заключать невыгодные договоры.
"Нас заставляет акимат. В договоре чёрным по белому написано: "обязаны составить договор с ТОО ЦДС". Почему?! Мы же в правовом государстве живём, я сам вправе выбирать, где мне лучше и дешевле. Мы сейчас каждую копейку считаем. Хватит издеваться над перевозчиками! Там 34 человека работает, а тут всего 3. Есть разница?" – возмущается председатель "Южавтотранса".
Дархан Каюпов ссылается на Послание Президента, где сказано о цифровизации и максимальном исключении человеческого фактора из большинства сфер жизнедеятельности. Однако в отделе транспорта и автодорог Шымкента считают, что рубить сплеча нельзя. На создание ЦДС были потрачены бюджетные деньги, закуплено дорогостоящее оборудование, которое не должно простаивать. Компания создана в 2006 году, а в 2011 был куплен сервер и 400 автотреков за 12 миллионов тенге.
"Это оборудование мы передали в ЦДС, они занимаются диспетчерским сопровождением. Если сейчас уйдут перевозчики, то купленный сервер будет просто стоять. Оно не окупилось, и у него нет окупаемости, необходимо ежегодное сервисное обслуживание. Готовых оказывать эти услуги компаний много. Но предоставят ли они нам требуемую отчётность? А в ЦДС всё заложено. Да, перевозчики жалуются на цены. Но там отдельная группа расписаний – это когда при изменении маршрута интервал корректируется в расписании движения. У этой компании есть ли такая функция?" – говорит руководитель отдела пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Куатжан Жуматаев.
Также, по словам чиновникам, сотрудники ЦДС гоняют на остановках застоявшихся для максимального сбора пассажиров водителей и контролируют их передвижение.
С момента своего назначения в ноябре 2017 года аким Шымкента Нурлан Сауранбаев, как и его предшественник, первым делом взялся исправлять ситуацию с пассажирским транспортом Шымкента. Сегодня в городе проходит транспортный форум, на который приехали представители почти двух десятков производителей автобусов из Узбекистана, Китая, России, Беларуси и Казахстана, чтобы пассажироперевозчики сами выбрали наиболее подходящие для себя машины.
Власти предлагают и варианты обновления автопарков, субсидирование, создание муниципального автопарка, либо 10-летние контракты с владельцами автобусов взамен добровольной покупки ими новых машин. Презентована была и программа электронной продажи билетов пассажирам. Проходит проверку разработанное в Шымкенте мобильное приложение для пассажиров.
"Мобильное приложение, которое мы разрабатывали, уже проходит обработку. Пользуясь им, любой пассажир сможет посмотреть, какие автобусы с ближайшей остановки уходят и во сколько придёт следующий. Но некоторые перевозчики ушли к другому диспетчеру, и мы не понимаем, с кем будем работать", – сетует Куатжан Жуматаев.
По его словам, вопрос с договорами на обслуживание ЦДС остаётся пока открытым.
Стоит отметить, что пока, несмотря на многочисленные штрафы за нарушения ПДД, контроль со стороны акимата и отдела транспорта, жалоб на работу городских автобусов меньше не становится. Жёсткая езда, переполненные в часы пик автобусы, отсутствие автобусов после восьми вечера и отказ ехать до конечной, если в салоне мало пассажиров – на это шымкентцы жалуются постоянно.
Сейчас в Шымкенте работают 26 транспортных компаний на 70 маршрутах, 10 из них являются социальными. В будущем власти планируют перейти на оплату за километраж.
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии