
По данным Finprom.kz, число уголовных мошеннических операций за год выросло на 31%. В Казахстане только в январе 2021 года выявлено более 4000 случаев мошенничества, большая часть из них (43,3%) – это интернет-аферы (1800 уголовных дел). Сумма ущерба от таких мошенников за январь составила 1,8 млрд тенге (из них: 1,1 млрд – физлицам, 82,7 млн – юрлицам, 530 млн – государству), годом ранее сумма превысила 3 млрд тенге.
В связи с участившимися случаями интернет-мошенничества ведущие банки Казахстана опубликовали совместное обращение к гражданам страны, в котором просили казахстанцев быть более бдительными, не отвечать аферистам, не выдавать личные банковские сведения и прочую информацию. Рассказываем о популярных схемах "развода" со стороны аферистов, как не стать жертвой мошенников, как распознать обманщика и какую информацию ни в коем случае не рассказывать.
Как действуют мошенники
Представители отрасли описывают основные методы работы мошенников.
- Звонят и представляются сотрудниками банков. Мошенники сообщают клиенту о подозрительной операции и просят сообщить личные данные для перевода денег со счёта. К примеру, настаивают на смене пароля и отправке им секретного кода из SMS-сообщения банка. С помощью этой информации злоумышленники переводят деньги со счёта и могут оформить на клиента заём на крупную сумму.
- Звонят и пугают, что в данный момент злоумышленники пытаются зайти в личный кабинет. Затем мошенники предлагают скачать и установить на смартфон мобильное приложение для усиления безопасности банковских данных. Но эта вредоносная программа действует обратным способом, передавая информацию аферистам. С помощью неё они могут не только проводить финансовые операции со счетами, но и получить доступ к остальной личной информации, хранящейся на телефоне.
- Звонят и сообщают о возможной краже денег со счётов. При этом аферисты советуют клиенту срочно перевести средства на "зеркальный счёт", "страховому агенту" или на "страховую ячейку". Используют при этом мошенники телефонные номера, схожие с номерами банковских операторов, и применяют разные способы внушения. Главное, чтобы клиент перевёл деньги на продиктованный фиктивный счёт.
- Рассылают личные сообщения в мессенджерах или по почте. В этих сообщениях чаще всего фигурируют сведения о благотворительных акциях, розыгрышах ценных призов, финансовые услуги со скидками. Во всех этих сообщениях присутствуют ссылки для ввода личных и банковских данных. После их ввода мошенники получают полный доступ к счетам клиента и могут переводить все деньги на свои счета. При этом в этих фиктивных "розыгрышах" могут быть вшиты вредоносные вирусы, которые либо навредят устройству, либо передадут управлением им под контроль аферистов.
А как отличить мошенника от сотрудника банка?
Специалисты сообщают, что сотрудники банков всегда спрашивают, сами ли вы совершаете операции. Если вы отвечаете утвердительно, то разговор на этом заканчивается. А вот как ведут себя мошенники:
- запугивают клиента, что у него хотят украсть со счёта деньги;
- настаивают и уговаривают сообщить им коды из SMS-сообщений и сменить пароль аккаунта;
- просят перевести деньги на незнакомый счёт или оформить кредит;
- рекомендуют снять кредитные деньги в банкомате и положить их на особый счёт;
- просят "для безопасности" установить неизвестное приложение;
- выведывают иные личные данные;
- говорят перевести деньги "страховому агенту" или положить им в "страховую ячейку";
- настаивают на том, чтобы клиент не перезванивал в банк;
- просят сообщить в банк, что клиент сам совершает все операции;
- перезванивают, уточняют данные, якобы переключают на других сотрудников банка.
Как же вести себя с мошенником?
Специалисты рекомендуют:
- не разговаривать с мошенником и сразу же завершить звонок. После этого проверить сохранность средств на счетах. Если возникнут опасения, перезвонить в call-центр банка;
- также строжайше не рекомендуется сообщать злоумышленникам личные данные о себе и своих банковских счетах. Сотрудники банков просто не запрашивают такие сведения, а мошенники будут настаивать на том, чтобы клиент сообщил пароль от аккаунта интернет-банкинга, реквизиты карты, код из SMS-сообщения;
- нельзя устанавливать мобильное приложение, которое рекомендует клиенту злоумышленник якобы для усиления безопасности смартфона;
- не стоит открывать сообщения, присланные с неизвестных электронных ящиков или с подозрительных номеров;
- не участвовать в сомнительных интернет-опросах, не заполнять неизвестные анкеты, где просят указывать любые личные данные. Для участия в официальных розыгрышах, акциях от банков или ритейлеров рекомендуется знакомиться с официальной информацией на сайтах источников.
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии