Как поиски короны кинотеатра "Арман" превратились в проект по исследованию истории Алматы

Фото Центральный государственный архив научно-технической документации РК
Фото Центральный государственный архив научно-технической документации РК
Найти корону планировали за четыре месяца, но поиски, обрастая детективными подробностями, растянулись на год.

В 2000 году с крыши кинотеатра "Арман" сняли и увезли в неизвестном направлении сделанную из металла корону. Спустя 19 лет группа архитекторов попыталась выяснить судьбу пропавшей конструкции с элементами декора. К поискам присоединились иностранные специалисты, а проект перерос в культурологическое исследование памятников архитектуры советской эпохи.

В чём ценность короны, что случилось с её автором и можно ли вернуть конструкцию на прежнее место, рассказывает Informburo.kz.

"Арман" показал, что исторически происходило не только с Алма-Атой, но и с Казахстаном"

В 2015 году группа архитекторов мастерской Atomik Architecture провела мастер-классы по сохранению исторических зданий Алматы эпохи советского модернизма. В том числе здания кинотеатра "Арман". Проект назвали "Арман Алма-Ата".

Спустя некоторое время идею проекта подхватили молодые урбанисты из ОФ "Urban Forum Kazakhstan". Архитекторы загорелись идей найти корону, некогда венчавшую кинотеатр. Исследователям пришлось глубоко погрузиться в историю страны. Об этом они рассказали на презентации итогов исследовательского проекта "Арман Алма-Ата".


Соучредитель Асель Есжанова "Urban Forum Kazakhstan"

Асель Есжанова, соучредитель Urban Forum Kazakhstan / Фото Urban Forum Kazakhstan


"Нам было важно не только найти корону как архитектурное наследие и желание восстановить фасад. В нашей команде работали ребята, которые родились уже не в СССР. И "Арман" показал, что исторически происходило не только с Алма-Атой, но и с Казахстаном", – поясняет соучредитель Urban Forum Kazakhstan Асель Есжанова.

"К сожалению, корону мы так и не нашли"

Два молодых архитектора – Давид Камински и Адильжан Псяев взяли на себя библиотеки, архивы и выезд на место, куда, по словам очевидцев, увезли корону.

"Любое историческое исследование начинается с библиотек. Изучая газетные архивы, мы натолкнулись на статью об открытии кинотеатра "Арман" в газете "Вечерняя Алма-Ата". Газеты позволили нам окунуться в атмосферу того времени", – рассказывает Давид Камински.


Статья в "Вечерней Алма-Ате"

Статья в "Вечерней Алма-Ате" / Фото Urban Forum Kazakhstan


Архитекторы изучали даже открытки, на которых изображён кинотеатр с венчающей его короной. Перечитывали книги в надежде найти хоть какую-нибудь полезную информацию о конструкции и её авторе.

В архиве научно-технической документации РК нашли чертежи первоначального эскизного проекта кинотеатра. Выяснилось, что надпись на фасаде здания была "Алма-Ата", а не "Арман". На эскизах не было короны.


Итальянский архитектор Кармела Каристия и президент Гёте-Институт Ева Шмитт

Итальянский архитектор Кармела Каристия и президент Гёте-Института Ева Шмитт / Фото Urban Forum Kazakhstan


По подсказке архитектора кинотеатра "Арман" Александра Коржемпо парни нашли фотографа, присутствовавшего на открытии "Армана". Василий Сорокин рассказал, что конструкция хранится в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

"Мы обошли не только весь парк, но и прилегающие территории. Показывали фотографию парковым работникам и местным жителям. К сожалению, корону мы так и не нашли. Судьба её пока неизвестна", – сказал архитектор.

"Задача была в том, чтобы освободить зрителя на два часа от суеты города "

Кинотеатр "Арман" открылся в 1968 году. Вначале работали два зала: синий на 450 мест и красный – на 550. В здании построили внутренний открытый сверху дворик, озеленили его и установили фонтаны.

На боковых фасадах были размещены барельефы, которые рассказывали об истории Казахстана советского периода. Были и картинки будущего: солдаты, группа космонавтов, женщины, собирающие урожай. На крыше установили корону по поручению Динмухамеда Кунаева – первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. За счёт конструкции планировали визуально увеличить высоту кинотеатра.


Кинотеатр "Арман"

Кинотеатр "Арман" / Фото из архивов КФДЗ РК


Однако архитекторов критиковали из-за маленького вестибюля. Недовольные не знали, что вестибюль сделали тесным специально.

"Это было сделано умышленно. После тесного вестибюля человек, вошедший в зал кинотеатра или во внутренний дворик, чувствовал себя абсолютно обновлённым. Наша задача была освободить его на два часа от суеты города и наслаждаться замыслом режиссёра и игрой актёров", – говорит Александр Коржемпо.

Информации об авторе короны и фасадных барельефов Викторе Константинове и его семье было мало. Известно лишь было, что он родился в 1926 году в Иркутской области, окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, участвовал в Великой Отечественной войне.


Барельеф кинотеатра "Арман"

Барельеф кинотеатра "Арман" / Фото Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи


Кроме работы в кинотеатре "Арман" Виктор Константинов оформлял здание цирка в Алма-Ате, выполнил декоративную экспозицию перед гостиницей "Алатау", был соавтором оформления фасада театра имени Ауэзова.

Вскоре стало известно, что Виктор Константинов отрешился от общества, ударился в буддизм и умер в 2019 году в Бишкеке.

"Новая корона и её установка будет стоить больших денег"

Сегодня в "Армане" ремонтируют два зрительных зала на первом этаже. К концу декабря ремонт закончится. Будут увеличены экраны на полтора метра в ширину и один метр в высоту. Установят новое звуковое оборудование. Как говорят владельцы кинотеатра, им интересно подумать над восстановлением первоначального облика "Армана". Но всё упирается в деньги. Тем более что кинотеатр всегда дотировался акционерами.

"Лет пять назад мы начали понимать, что со зданием надо что-то делать. Максимально привести в первоначальный вид. Новая корона и её установка будут стоить больших денег. А кинотеатр никогда не был богатой организацией. Это дотируемое акционерами предприятие", – подчёркивает исполнительный директор Бауржан Шукеев.


На крыше "Армана" без короны

На крыше "Армана" без короны / Фото Urban Forum Kazakhstan


"Технически восстановить корону вполне возможно. Мы разговаривали с владельцами кинотеатра, которые сказали, что им было бы интересно рассмотреть восстановление первоначального облика "Армана", – добавила Асель Есжанова.

Партнёром проекта "Арман Алма-Ата" стал Гёте-Институт Казахстан, который и продолжит региональный проект по исследованию исторических зданий в Алматы, построенных с 1955 по 1980 год.


Итальянский архитектор Кармела Каристия и Асель Есжанова измеряют стены

Итальянский архитектор Кармела Каристия и Асель Есжанова измеряют стены / Фото Urban Forum Kazakhstan


"Нас интересует не только сохранение и реставрация зданий, но и их роль в истории. Какое значение они имеют сегодня, какую роль они играли в прошлом и какие функции они могут нести сейчас", – отметила директор Гёте-Института Казахстан Ева Шмитт.

Пока же архитекторы продолжат изучать кино и фотохроники кинотеатра, чтобы собрать детали внутренней отделки здания, по которым можно восстановить если не корону, то хотя бы первоначальный интерьер кинотеатра "Арман".

Комментарии

Необходимо авторизоваться
Комментарии проходят модерацию.
Пока нет комментариев…
Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
  • Пароль должен быть не менее 8 символов, содержать заглавные и строчные буквы, цифры, спецсимволы (например, !@#$%^&*).

Подтверждение Email

Для возможности отправлять комментарии и оформить подписку вам необходимо подтвердить ваш адрес электронной почты. Письмо с ссылкой для подтверждения было отправлено на . Пожалуйста, проверьте свою папку "Входящие" или "Спам".