Как уживаются представители 34 этносов в одном ауле. Репортаж из многонационального посёлка

Фото Динары Бекболаевой
Фото Динары Бекболаевой
Informburo.kz рассказывает о том, как живёт многонациональный посёлок, ставший таковым во времена советских репрессий.

Самая южная точка на карте Казахстана и Туркестанской области – это посёлок Мырзакент. До 1996 года он носил другое название – Славянка. В народе его, к слову, до сих пор так и называют.

Аул небольшой, до недавнего времени мало упоминался в СМИ. В 2018 году Мырзакент обрёл новый статус: после разделения Мактааральского района на две части посёлок стал районным центром. Но не это отличает его от тысячи других казахстанских аулов.


Фото Динары Бекболаевой


Согласно официальным данным, в Мырзакенте проживают представители более 34 национальностей.

Таким разнообразием село обязано массовым репрессиям по "национальной линии", которые советская власть проводила в 30-е годы. В ходе этой кампании против "капиталистических шпионов" или так называемой пятой колонны были арестованы, расстреляны, высланы сотни тысяч людей. Многих переселили на юг Казахстана.


Фото Динары Бекболаевой


Приносили айран и говорили "ал-ал"…

Любовь Пасова рассказывает, что в числе депортированных из Ростова немцев была её мама – Эрна Шауберт (на фото с мужем). Вместе с тётей её выслали в Среднюю Азию. Людей везли вагонами, о вынужденном переезде никого не предупреждали, всё происходило внезапно.


Родители Любови Пасовой

Родители Любови Пасовой / Фото из личного архива Любови Пасовой


"Они успели взять с собой лишь узелки с самым необходимым. Ценные вещи, которые были при них, они продали по дороге и покупали еду. Мои родные смогли выжить здесь за счёт того, что их приняли как родных. Соседки-казашки приносили айран в глиняной посуде, сверху клали лепешку и говорили "ал-ал", то есть "возьми", – рассказывает Любовь Ивановна.


Любовь Пасова

Любовь Пасова / Фото Динары Бекболаевой


Её отец не был депортированным, он бежал из Кубани сам. После того как его родителей, зажиточных кубанских казаков, объявили врагами народа, четырнадцатилетнего Ивана неравнодушные люди посадили в теплушку и посоветовали ехать "туда, где солнце и фрукты". На юге Казахстана его приютила казахская семья. Здесь он остался жить и впоследствии женился.

Любовь Пасова родилась в Мырзакенте, живёт здесь уже 68 лет. После развала Союза, когда многие местные немцы решили уехать в Германию, она решила остаться. Женщина полжизни проработала замредактора в районной мактааральской газете, а после закрытия – в школе учительницей немецкого языка. Сейчас она на пенсии, воспитывает внуков, её сын женат на казашке.


Любовь Пасова с внуками

Любовь Пасова с внуками / Фото из личного архива Любови Пасовой


"Я казахская кудағи (сваха. – Авт.). Когда прихожу в гости, меня по казахской традиции усаживают на почётное место", – улыбается Любовь Ивановна.

Четыре поколения азербайджанцев в Мырзакенте

Недалеко от дома, где живет пенсионерка, есть небольшая аптека. Сюда мырзакентцы приходят не столько за медикаментами, сколько за консультацией. Владелец аптеки Шекерали Нефталиев у сельчан в почёте. Таких людей сейчас называют "селфмейд", то есть "сам себя сделал". Выходец из семьи фермера отучился в своё время в медицинском университете в Ташкенте, поработал там фармацевтом, а потом вернулся в Мырзакент, открыл свою аптеку, а на днях – и частный медицинский центр. По меркам посёлка, Нефталиев – зажиточный бизнесмен, но несмотря на это, он днём и ночью принимает посетителей с жалобами на здоровье.


Шекерали Нефталиев с посетителем

Шекерали Нефталиев с посетителем / Фото Динары Бекболаевой


Шекерали-ага – потомок депортированных азербайджанцев из Нахичеванской АССР (ныне Нахичеванская автономная республика в Азербайджане). Его деда и бабушку выслали в Казахстан в 1937 году. Вместе с ними – сотни людей. Многие ехали встречать голодную смерть на чужой земле, но обрели здесь родной дом.

"Считайте, я уже третье поколение здесь, мой сын – четвёртое поколение. Родились, выросли здесь. Сами казахами стали уже. В 37-м, когда наших предков депортировали, по 200-300 человек пихали в вагоны, везли их, как скотину. Тех, кто погиб в дороге, выкидывали прямо с поезда. Когда приехали сюда, казахский народ поддержал сильно. Делились едой и кровом. Вот так и выжили наши бабушки и дедушки, – рассказывает Шекерали Нефталиев и добавляет на чистом казахском, – Қазекең болмағанда, бәрiмiз өлiп кететiн едiк ("Если бы не казахи, погибли бы все")".


Шекерали Нефталиев

Шекерали Нефталиев / Фото Динары Бекболаевой


Матери Шекерали 85 лет, она рано овдовела и семерых детей поднимала одна. Работая в поле, женщина смогла дать им всем высшее образование. Братья Шекерали Нефталиева сейчас помогают ему в аптечном бизнесе. Коллектив аптеки, к слову, тоже многонациональный. Мужчина говорит, что трудолюбивые люди в Казахстане без куска хлеба не останутся. Сам Шекерали-ага женат на казашке Бахыт, у них двое детей.


Мать Шекерали Нефталиева

Мать Шекерали Нефталиева / Фото Динары Бекболаевой


Греков депортировали последними

Один из немногих греков, которые остались в Мырзакенте, – Константин Караяниди. История депортации его предков на территорию Казахстана так же трагична, как и все другие. Деда Константина и других представителей греческой национальности выслали из Сухуми в 1949 году. Без документов, без тёплой одежды, в торговых вагонах.


Константин Караяниди

Константин Караяниди / Фото Динары Бекболаевой


"Греков последними депортировали. Сначала армян, чеченцев, азербайджанцев, осетин, много народов… На кладбище если пойти – там всех увидишь. Вот так наши предки попали сюда. Многие по дороге умерли, не выдержали. Ехали с одного конца земли в другой, – рассказывает мужчина и иронично добавляет, – с одной стороны, благодарен Сталину, что мои мама с папой встретились здесь в Мырзакенте. А там встретились бы или нет, не знаю".

В начале 90-х, когда распался Советский Союз, многие греки устремились на историческую родину, в Грецию. Константин тоже поехал, думал, что за хорошей жизнью, но надежды не оправдались. Постоянной работы найти не смог, и страна показалась ему неуютной. Спустя семь месяцев он вернулся домой, в Казахстан.

Внучка бая

Жанна Кенгерлинская – тоже потомок депортированных из Нахичевани азербайджанцев. Кенгерли – это название древнего азербайджанского племени. По словам Жанны, её дед в Нахичевани был знатным человеком. Во время сталинских репрессий семья потеряла всё. Тех, кто остался в живых, выслали в Среднюю Азию.

"Мой дед был большим баем в Нахичевани. Потом его репрессировали, отправили в Сибирь, а его семью – на юг. Здесь в Мырзакенте все азербайджанцы – это потомки репрессированных. Моему отцу два года было, когда его семью привезли сюда. Вначале им всем было тяжело, но потом им здесь помогли, не дали умереть. Помогли пережить голодные времена", – говорит Жанна.


Жанна Кенгерлинская

Жанна Кенгерлинская / Фото Динары Бекболаевой


Женщина владеет бутиком с косметикой и параллельно преподает в школе русский язык. Её муж Бахрам занимается продуктовым магазином. Их дети уже выросли, дочь учится в Караганде. Жанна говорит, что в Мырзакенте никто никогда не делит сельчан по национальности. По её словам, никакого в этом секрета нет. Просто потомки тех, кто много лет назад был депортирован, настолько вжились здесь, что чужими их никто не считает.

Комментарии

Необходимо авторизоваться
Комментарии проходят модерацию.
Пока нет комментариев…
Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнёров

  • Пароль должен быть не менее 8 символов, содержать заглавные и строчные буквы, цифры, спецсимволы (например, !@#$%^&*).

Подтверждение Email

Для возможности отправлять комментарии и оформить подписку вам необходимо подтвердить ваш адрес электронной почты. Письмо с ссылкой для подтверждения было отправлено на . Пожалуйста, проверьте свою папку "Входящие" или "Спам".