Как в Казахстане служат истребители Су-30СМ, и будут ли их модернизировать. Фоторепортаж

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Первая казахстанская эскадрилья Су-30СМ теперь защищает воздушное пространство нашей страны и на южном направлении.

Руководство Министерства обороны пригласило журналистов и блогеров в Талдыкорган, где расположены 604-я авиационная база Сил воздушной обороны и части десантно-штурмовых войск.


Перерыв между тренировочными полётами

Перерыв между тренировочными полётами / Фото Григория Беденко


В декабре 2018-го года российская авиастроительная корпорация "Иркут" выполнила контракт на поставку для военно-воздушных сил нашей страны 12 современных многоцелевых истребителей Су-30СМ.

Читайте также: Как в Талдыкоргане встречали новые истребители Су-30СМ. Фоторепортаж

Таким образом, впервые в Казахстане в составе в/ч 21751 была сформирована полноценная эскадрилья из новейших боевых самолётов поколения 4++.


Личный состав авиационной эскадрильи Су-30СМ получил новую эмблему

Личный состав авиационной эскадрильи Су-30СМ получил новую эмблему / Фото Григория Беденко



Проверка давления в переднем шасси

Проверка давления в переднем шасси / Фото Григория Беденко



Размещение тормозных парашютов в бортовом контейнере

Размещение тормозных парашютов в бортовом контейнере / Фото Григория Беденко


За полгода, прошедшие с этого момента, личный состав получил достаточно серьёзный на сегодняшний день опыт в эксплуатации многоцелевых сверхманевренных истребителей. Как известно, эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.


Экипаж проверяет системы самолёта перед вылетом

Экипаж проверяет системы самолёта перед вылетом / Фото Григория Беденко


В соответствии с контрактом, заключённым между "Казспецэкспортом " и корпорацией "Иркут" 24-го мая 2018-го года, казахстанские ВВС получат ещё восемь единиц Су-30СМ до 2020-го года. Как сообщил ранее в интервью Informburo.kz командующий казахстанскими военно-воздушными силами генерал-майор Даурен Косанов, в этом году предполагается поставка с Иркутского авиазавода сразу восьми истребителей. По словам командующего, на авиабазе в Талдыкоргане будут сформированы две полноценные эскадрильи, а в дальнейшем продолжится оснащение других авиационных баз Казахстана этими самолётами. Су-30СМ, как сообщил генерал Косанов, пойдут в Шымкент и Караганду. Что касается имеющихся на вооружении истребителей 4-го поколения Су-27, которые в Казахстане стоят на вооружении с конца 1990-х годов, то они будут базироваться в Актау и охранять воздушное пространство страны на западных рубежах. Эти самолёты ещё имеют определенный технический ресурс.


Проверка переднего горизонтального оперения истребителя

Проверка переднего горизонтального оперения истребителя / Фото Григория Беденко


Два Су-30СМ уже переброшены в Шымкент, где стоят на боевом дежурстве по охране южной части казахстанского воздушного пространства. Укрепление 602-й авиационной базы ВВС СВО РК (в/ч 55652) началось два года назад. На сегодняшний день авиационная часть уже оснащена новейшими ударными вертолётами Ми-35М, транспортно-боевыми Ми-171Ш, модернизированными в Белоруссии самолётами фронтовой авиации Су-25УБМ и Су-25БМ.


Кресло командира с цифровым оборудованием

Кресло командира с цифровым оборудованием / Фото Григория Беденко



За каждым бортом закреплена группа технических специалистов

За каждым бортом закреплена группа технических специалистов / Фото Григория Беденко



Катапультное кресло штурмана

Катапультное кресло штурмана / Фото Григория Беденко


По мнению командующего казахстанскими ВВС, поставка в Казахстан Су-30СМ позволила унифицировать авиационный парк, где ранее стояли на вооружении восемь типов боевых самолётов. Как отметил генерал, это в определённой степени создавало сложности в обслуживании и подготовке личного состава. Сейчас ВВС будут приходить к единой базовой модели, где основным ударным средством фронтовой истребительной авиации станет Су-30СМ.


В полёте всегда применяется система подачи кислорода

В полёте всегда применяется система подачи кислорода / Фото Григория Беденко


Между тем, в последнее время вокруг проекта Су-30, включая его экспортные модификации появилось несколько весьма любопытных новостей, о которых следует упомянуть. Пожалуй, наибольший интерес для Казахстана представляет решение российского военного руководства об унификации Су-30СМ с новейшим фронтовым истребителем поколения 4++ Су-35. По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова, это даст самолёту "вторую жизнь". В частности, унификация коснётся бортового оборудования и вооружения. "После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолёта", – сообщил Борисов.


Су-35С на аэродроме в Кубинке во время проведения военно-технического форума "Армия" в 2017-м году

Су-35С на аэродроме в Кубинке во время проведения военно-технического форума "Армия" в 2017 году / Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


Су-35, многоцелевой сверхманевренный одноместный истребитель поколения 4++. По своим характеристикам эта машина вплотную приближена к самолётам пятого поколения и является глубокой модернизацией самолёта Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен. Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф (установлены, в том числе, и на Су-30СМ) на более продвинутое "изделие 117С" (АЛ-41Ф-1С). По словам российского вице-премьера Борисова, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России и Индии, где в эксплуатации находятся более 200 истребителей Су-30МКИ. Следует упомянуть, что Су-30 как проект возник благодаря тесному сотрудничеству двух вышеупомянутых стран. Индийцы активно позиционируют этот самолёт, как основу своих ВВС.


Борт 9 в ожидании штурмана

Борт 9 в ожидании штурмана / Фото Григория Беденко





Тренировочный полет продолжается 40-50 минут в зависимости от заправки топливом

Тренировочный полет продолжается 40-50 минут в зависимости от заправки топливом / Фото Григория Беденко



Взлёт с применением форсажных камер

Взлёт с применением форсажных камер / Фото Григория Беденко


В январе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Иркутский авиазавод, где ознакомился с ходом испытаний модернизированных Су-30СМ. "Модернизацию в этом году мы заканчиваем полностью. Четыре объекта будут переданы в этом году в опытно-конструкторское бюро (ОКБ). В 2019 году ОКБ должно закончить все испытания", – рассказал тогда начальник монтажно-испытательного производства ИАЗ Андрей Балчугов. В сообщениях российских СМИ упоминалось, что "дальнейшая модернизация многоцелевых истребителей Су-30СМ осуществляется для российской армии и стран-участниц ОДКБ (напомним, что Казахстан является одной из самых активных стран-участниц этой организации). У модернизированных истребителей увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сот километров. После завершения испытаний технические усовершенствования могут внедряться при постройке новых истребителей Су-30СМ, а также в ходе ремонта самолётов, ранее (!) поставленных заказчикам. Программа модернизации истребителей Су-30СМ предусматривает использование только российских комплектующих изделий.




Эффектная посадка

Эффектная посадка / Фото Григория Беденко



Борт рулит на стоянку

Борт рулит на стоянку / Фото Григория Беденко


Модернизация Су-30СМ и его унификация с Су-35, коснётся не только авионики и оружейного комплекса, но и силовой установки самолёта. В последнее время упоминалось о том, что российское военное ведомство надеется разместить такой заказ на 36 единиц Су-30СМ для своих воздушно-космических сил. У этих самолётов двигатели АЛ-31ФП (производства ММПП "Салют") будут заменены на двигатели АЛ-41Ф-1С (производства НПО "Сатурн"), устанавливаемые на самолётах Су-35С. Согласно имеющейся информации, новый двигатель увеличит тягу Су-30СМ на 1900 кгс в расчёте на двигатель, или примерно на 3800 кгс в целом на самолёт. Кроме того, возрастут возможности Су-30СМ по выработке электроэнергии (у двигателя АЛ-41Ф-1С более мощные генераторы), что позволит в будущем применять модернизированную авионику, например новую дальнобойную РЛС с активной фазированной решёткой (АФАР). Все это на порядок улучшит тактико-технические характеристики самолёта. Твёрдый заказ по этому проекту будет размещён на предприятиях российской авиастроительной промышленности, по некоторым данным, ближе к концу текущего года.


Блоки для неуправляемых авиационных ракет, используемых при работе по наземным целям

Блоки для неуправляемых авиационных ракет, используемых при работе по наземным целям / Фото Григория Беденко



Два самолёта, стоящие на боевом дежурстве с полным вооружением под охраной

Два самолёта, стоящие на боевом дежурстве с полным вооружением под охраной / Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


Любопытно, что пишет обо всём этом одно из самых влиятельных американских изданий, посвящённых вопросам внешней политики, – National Interest. Военный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) полагает, что глубоко модернизированный Су-30СМ может стать самым массовым истребителем ВКС России, благодаря системам, опробованным на Су-35С и продажам машины в Индию. Мало того, боевой опыт использования Су-30СМ в Сирии (самолёт может работать как по воздушным, так по наземным и морским целям) может превратить его в новый МиГ-21, который примет на вооружение целый ряд стран. Обозреватель National Interest считает, что если индийцы закупят новый Су-30СМ, а также решат обновить уже имеющийся флот, в России появится хорошая возможность модернизировать свои машины и произвести новые. От Нью-Дели, по мнению Дейва Маджумдара, действительно сегодня зависит многое. ВВС Индии планируют закупку 115 истребителей. Кроме Су-30СМ, рассматриваются МиГ-35, американские F/A-18E и новая версия F-16, которого в США назвали F-21 (специальная версия самолёта для Индийских ВВС). Также рассчитывают на контракт французы с Dassault Rafale и шведы с Gripen E.

Американские аналоги Су-30СМ. По мнению экспертов – это McDonnell Douglas F-15 Eagle и Lockheed/Boeing F-22 Raptor


F-15E Strike Eagle из 492-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного крыла ВВС Великобритании на авиасалоне "Фарнборо-2018"

F-15E Strike Eagle из 492-й истребительной эскадрильи 48-го истребительного крыла ВВС Великобритании на авиасалоне "Фарнборо-2018" / Фото Григория Беденко



F-22A Raptor из 525-й истребительной эскадрильи ВВС США The Bulldogs на Сингапурском авиасалоне 2018-го года

F-22A Raptor из 525-й истребительной эскадрильи ВВС США The Bulldogs на Сингапурском авиасалоне 2018-го года / Фото Григория Беденко


Ранее National Interest попытался сравнить возможности Су-30СМ и американского истребителя 5-го поколения F-22 Raptor. По мнению авторов публикации, Су-30СМ в воздушном бою при прямой видимости может справиться с F-22 благодаря современным управляемым ракетам Р-73 с инфракрасной системой наведения. Тогда как F-22 оснащён устаревшими ракетами AIM-9M. Однако, считают американские эксперты, F-22 имеет преимущество по скрытности и дальности действия приборов обнаружения, что позволяет ему раньше заметить российский истребитель. И это даёт ему большие преимущества.


Заправка борта перед очередным вылетом

Заправка борта перед очередным вылетом / Фото Григория Беденко


Ещё одной интересной новостью можно считать расширение экспортного потенциала Су-30СМ. В частности, процесс приобретения российских истребителей начала Армения. Об этом в начале мая заявил президент страны Никол Пашинян. Ранее министр обороны Армении Давид Тоноян сообщил журналистам, что Ереван уже частично оплатил контракт на поставку российских истребителей Су-30СМ. По его словам, на первом этапе Армения планирует получить четыре российских истребителя Су-30СМ в конце 2019 – начале 2020 года, всего хотела бы закупить 12 таких машин. Также на Иркутском авиационном заводе в апреле началась сборка Су-30СМ, предназначенных для поставки в Мьянму. Как сообщил главнокомандующий Вооружённых сил этой страны старший генерал Мин Аунг Хлайн: "На данный момент истребители находятся на заводах. Всё по контракту будет реализовано, мы не спешим. Когда придёт срок по документации, тогда мы и получим эти самолёты". На поставку самолётов в 2019 году рассчитывает и Беларусь.


Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


Комментарии

Необходимо авторизоваться
Комментарии проходят модерацию.
Пока нет комментариев…
Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
  • Пароль должен быть не менее 8 символов, содержать заглавные и строчные буквы, цифры, спецсимволы (например, !@#$%^&*).

Подтверждение Email

Для возможности отправлять комментарии и оформить подписку вам необходимо подтвердить ваш адрес электронной почты. Письмо с ссылкой для подтверждения было отправлено на . Пожалуйста, проверьте свою папку "Входящие" или "Спам".