
Очередное творение иранского диссидента и одного из самых уважаемых режиссёров авторского кино в мире показали во внеконкурсной программе "Евразии". Это третья картина Панахи снятая им после того, как иранские власти арестовали его и осудили за антиправительственную деятельность, а затем выпустили, но запретили заниматься кинематографической деятельностью, а также выезжать из Ирана в течение 20 лет.
Несмотря на запреты, режиссёр работает. И каким-то подпольным путём передаёт свои новые фильмы на самые значимые фестивали мира. Однажды флешку с его картиной провезли контрабандой то ли в торте, то ли в пирожном. Зная, что прийти на свою премьеру Панахи не может, организаторы фестивалей всегда оставляют ему свободное место как символ того, что когда-нибудь ему удастся вырываться на свободу. И даже если сейчас режиссёр несвободен, его кино всё же проникает в мир и завоёвывает новых поклонников.

Поскольку Панахи сейчас запрещено заниматься режиссурой, он вынужден зарабатывать другим способом - работать водителем такси. Помимо клиентов он также возит и несколько видеокамер в салоне – они снимают всех, кто садится в салон его машины. Конечно, "Такси" - это не документальный фильм, а художественный, но всё в нём организовано таким образом, что режиссёр кажется лишь сторонним наблюдателем за настоящей, не придуманной жизнью. Всем известно, что люди в такси становятся разговорчивыми. Они часто говорят о политике, о ценах на бензин и курсе доллара, о своих проблемах и радостях, да и просто о жизни. Чтобы зритель не заскучал, во время этого роуд-муви буквально каждые несколько минут меняются герои. Первыми пассажирами Панахи были люди из совершенно разных миров: учительница и её оппонент по разгоревшемуся в салоне спору – вор-карманник (это выясняется лишь тогда, как он выходит из машины).
Представительница системы образования считает, что запреты, аресты и казни не приведут ни к чему хорошему - они не изменят мир. В то время как вор, наоборот, считает, что публичные казни всё исправят. Удивительно, в этих бытовых зарисовках и банальных, казалось бы, разговорах в такси автор легко и изящно раскрывает суть общественного устройства. Панахи не просто вовлекает в зрителя в пустые разговоры, а показывает нам мир иранцев, да и не только иранцев, а вообще всех людей, и обнажает нашу человеческую природу. Карателями могут быть только люди, которые сами замешаны в нечистых делах, и разговаривать с гражданами с позиции силы могут только те, которым кроме этого и прикрыться нечем.
Пусть за окнами автомобиля зрителю не удаётся рассмотреть ничего: он совершенно точно понимает, какова современная ситуация в Иране и чем живут сегодня иранцы. Несмотря на изоляцию, они также, как и все в мире, пользуются гаджетами – преимущественно айфонами и макбуками. Они тоже смотрят фильмы Ким Ки Дука, Вуди Аллена и популярные сериалы вроде "Ходячих мертвецов", пусть и из-под полы.
Или взять другую сцену ленты, где в такси садится женщина со своим упавшим с мотоцикла мужем. И он, боясь, что умрёт, проговаривает вслух своё завещание, в котором сообщает свою последнюю волю: оставить жене свой дом, иначе после его смерти она будет выдворена на улицу. В этом драматическом отрывке – вся жизнь: и любовь, и скоротечность физического существования, и отношение к женщинам в Иране, и их уязвимость.
В фильме немало героев – это и старушки, спешащие к живительному источнику и верящие, что это прибавит им несколько лет жизни, и правозащитница, отстранённая от адвокатской деятельности, и маленькая племянница, решившая стать режиссёром, и выясняющая у дяди, что же такое "чернуха" и почему в Иране нельзя снимать жизнь такой, какая она есть.
Не будем перечислять всех героев, но каждый эпизод фильма – это отдельная тема для размышлений. В целом фильм смотрится как маленький шедевр, снятый почти бесплатно. Самое главное, что в картине чувствуется страсть режиссёра к кинематографу. Его любовь, энергия, которая сокрушит любые расстояния.

Финал в фильме хорош. Камеры в машине крадут, а автор объясняет, что указать в титрах героев не может: ведь вдруг им будет угрожать арест за их взгляды на жизнь. В завершение хочется добавить, что Панахи - один из самых титулованных фестивальных режиссёров. Помимо "Золотого медведя" Берлинале среди его призов "Золотая камера" Каннского кинофестиваля( 1995), "Золотой леопард" фестиваля в Локарно (1997), венецианский "Золотой лев" (2000), "Серебряный медведь" Берлинале (2006).
Жаль только, нет у режиссёра самой ценной награды – свободы.
-
1🥔 "Урожая будет достаточно". Цены на картофель снизятся в Казахстане, заверил глава Минсельхоза
-
2518
-
6
-
15
-
-
2🏠 Минимальный первоначальный взнос по ипотеке намерены установить в Казахстане: минусы и плюсы
-
2115
-
0
-
10
-
-
3Цифровой автокредит до 20млн тенге. Одобрение за 5 минут
-
2272
-
0
-
9
-
-
4🌤 Прогноз погоды на 9 июля: сильная жара пришла на запад Казахстана
-
2255
-
0
-
4
-
-
5🚒👩🚒🧯 Мощный пожар разгорелся в Усть-Каменогорске, начальник ДЧС ВКО руководит тушением
-
2198
-
0
-
13
-
-
6💬 Смертельное ДТП на трассе до Балхаша: в КазАвтоЖоле ответили на жалобу о дорожных знаках
-
2135
-
2
-
7
-
-
7🤩 В Алматы выдали неправильные номера для авто иностранных компаний: владельцам нужно прийти в спецЦОН
-
2213
-
7
-
12
-
-
8🍔 Что есть до и после тренировки: еда, которая помогает добиться лучших результатов
-
2229
-
1
-
2
-
-
9🧑⚖️ За взятку в 73,5 млн тенге осудили чиновника в Астане
-
2110
-
0
-
13
-
-
10✍️ Токаев назначил главу Службы по противодействию коррупции
-
2231
-
1
-
49
-
Комментарии