Почему фильм "Айка" не получил номинацию на Оскар?

Наш кинокритик Диас Мураталиев рассуждает о том, почему "Айка" не оскароносное кино.

Вышедшая в прошлом году драма о трудностях жизни нелегальной мигрантки из Кыргызстана в Москве "Айка" стала для казахстанцев поводом для гордости.

Режиссёр картины – уроженец Шымкента, а ныне гражданин России Сергей Дворцевой. Продюсером выступила казахстанка Гульнара Сарсенова, именно это позволило Казахстану выдвигать "Айку" на соискание премии "Оскар" за лучший не англоязычный фильм.

Читайте также:

Фильм "Айка" с Самал Еслямовой в главной роли включили в лонг-лист "Оскара"

В декабре 2018 года стало известно, что лента вошла в финальную стадию отбора – шорт-лист из 9 потенциальных номинантов.

К сожалению, 22 января было объявлено, что номинацию фильм из Казахстана всё же не получил. Многие казахстанцы были разочарованы этой новостью и стали задаваться вопросом: почему? Судить о выборе членов киноакадемии жителям Казахстана нелегко, ведь из пяти номинированных фильмов лишь один показывали в отечественных кинотеатрах. К тому же оценка искусства всегда субъективна. Но чтобы внести хоть какую-то ясность в ситуацию, мы собрали несколько факторов, которые могли уменьшить шансы "Айки" на "Оскар".

Чем именно "Айка" не угодила киноакадемии?

Начнём с того, что "Айка" была создана неизвестной мировому зрителю командой. Для режиссёра Сергея Дворцевого это вторая игровая работа. Да, его дебют "Тюльпан" удостоился главного приза в программе Каннского кинофестиваля "Особый взгляд". Но сама это программа второстепенная, по уровню освещения в СМИ она несравнима с основной конкурсной программой. Да и вышел фильм почти 11 лет назад. Самал Еслямова тоже ранее на экране появлялась лишь в "Тюльпане". В общем, если кто-то из американских академиков о Дворцевом с Еслямовой и знал, то, скорее всего, давно забыл.



Стоит помнить, что "Айка" – это бескомпромиссное и жёсткое кино, "Оскар" же зачастую получают картины более зрелищные, а иногда и жанровые. К примеру, в 2000 году лучшим не англоязычным фильмом стала канадская картина "Нашествие варваров", где много юмора и секса. А в 2009-м – аргентинский криминальный детектив "Тайна в его глазах".

Сюжет и визуальная часть

Помимо этого фильм "Айка" фокусируется на главной героине и ставит во главу угла реализм. В нём мало диалогов, все персонажи, кроме главной героини, незначительны – это хроника из нескольких дней жизни одной женщины. А в американской киноакадемии нередко предпочитают сложное драматическое повествование. Например, в получившем "Оскар" в 2010 году датском триллере "Месть" сценарий скачет между двумя странами, а победившая годом позже иранская драма "Развод Надера и Симин" отличается напряжённым сюжетом с параллельными линиями и неожиданными поворотами.


Сама Еслямова и Сергей Дворецкий в Каннах

Самал Еслямова и Сергей Дворцевой в Каннах / Фото Sputnik Казахстан


Приземлённость "Айки" также присутствует и в визуальной части. Действие происходит в гнетущих своей серостью и холодом тёмных уголках Москвы. А интимный, почти документальный стиль съёмки с трясущейся ручной камерой исключает всякие нарочитые постановочные изыски. Всё это могло оттолкнуть некоторых киноакадемиков, выбирающих фильмы с более привлекательной картинкой. Тут можно вспомнить китайский оскароносный фильм 2000 года "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" с костюмами и декорациями 18 века и многочисленными сложными боевыми сценами. Или итальянского победителя 2013 года "Великая красота" Паоло Соррентино, где с подчёркнутой яркостью показаны красоты Рима и его ошеломительная богемная жизнь.


Кадр из фильма "Великая красота"

Кадр из фильма "Великая красота"


Об "Айке" мало писали за рубежом

"Айка" фокусируется на теме жизни российских мигрантов. Это действительно важная и остросоциальная тема, к которой российские режиссёры обращаются нечасто. Фильмы, в которых гастарбайтеры показаны не для колорита или придания комического эффекта, а как главные драматические персонажи, – действительно редкость.

Но при этом, если эмоциональный путь главной героини способен резонировать со зрителями всего мира, то поднятые в фильме конкретные проблемы – не совсем. Ведь они не получают большого освещения в мировых СМИ и могут оказаться не так близки американцам. А на "Оскаре" больше шансов имеет освещение актуальных повсеместно тем, как в чилийской драме о трансгендерной женщине 2017 года "Фантастическая женщина". Или рассказ об известных исторических событиях, как в фильме 2001 года о Боснийской войне "Ничья земля".


Кадр из фильма "Фантастическая женщина"

Кадр из фильма "Фантастическая женщина"


Также, по-видимому, более весомыми считаются биографические ленты, такие как испанское "Море внутри" 2004 года, или экранизации литературных источников, такие как южноафриканский "Цоци" 2005-го. Все перечисленные картины были лауреатами премии киноакадемии.

Также нельзя забывать, что члены академии – обычные люди, которые подвержены влиянию общественного мнения. Значит, они склонны выбирать те фильмы, о которых много говорят в кинематографических кругах. Да, "Айка" победила в Каннах, но получила там не самую престижную награду, выделяющую не столько сам фильм, сколько актрису Самал Еслямову. После этого лента удостоилась призов только на нескольких международных кинофестивалях да ещё и сравнительно неизвестных. К тому же к моменту оскаровского голосования на Западе "Айка" побывала лишь в польских кинотеатрах. 16 января начался прокат во Франции, а релизы в Португалии, Германии и Нидерландах ещё даже не стартовали, не говоря уже об американской премьере, о которой пока ничего неизвестно.



В результате фильму не удалось создать вокруг себя нужную шумиху. На данный момент на сайте RottenTomatoes.com можно найти об "Айке" только три позитивные заграничные рецензии и одну негативную.

Читайте также:

Режиссёр фильма "Айка", который не номинировали на "Оскар": Не хватило денег на промоушен

То есть "Айку" мало кто смотрел, о ней мало кто писал, и в США о ней, как и о её создателях, вообще почти ничего неизвестно. Сам режиссёр Сергей Дворцевой в интервью порталу "Sputnik Kazakhstan" говорил, что картине не хватило средств на промоушн. При таких условиях отсутствие номинации на "Оскар" кажется закономерным.

Комментарии

Необходимо авторизоваться
Комментарии проходят модерацию.
Пока нет комментариев…
Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнёров

  • Пароль должен быть не менее 8 символов, содержать заглавные и строчные буквы, цифры, спецсимволы (например, !@#$%^&*).

Подтверждение Email

Для возможности отправлять комментарии и оформить подписку вам необходимо подтвердить ваш адрес электронной почты. Письмо с ссылкой для подтверждения было отправлено на . Пожалуйста, проверьте свою папку "Входящие" или "Спам".