Прямой эфир Новости спорта

Таксисты, курьеры, фрилансеры. Как живёт новый социальный класс в Казахстане

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Курьеры, таксисты и фрилансеры составляют уже 14% населения Казахстана.

Прекариат – быстро растущий класс людей, живущих в условиях незащищённости, работающих по контрактам нулевого часа, постоянно меняющие место работы. Курьер, водитель такси, охранник в торговом центре, официант, уборщик, – всё это представители прекариата, лишённого многих социальных, гражданских, экономических, культурных, а порой и политических прав. Однако с каждым годом прекариев становится всё больше.

Новую растущую группу часто игнорируют политики и экономисты. Для работодателей же контракты нулевого часа – хорошая возможность возложить ответственность за сотрудников на аутсорс.

Из-за коронавируса многие компании были вынуждены быстро уйти в цифровую среду. Не будь пандемии, для этого потребовались бы годы. По данным международных экспертов, в ближайшие годы во всём мире будет автоматизировано более 85 млн рабочих мест.


Читайте также:


Мобильные приложения начали заменять диспетчеров и операторов call-центров, что в десятки раз увеличило скорость принятия/осуществления заказов. Курьеры и водители такси остались очень востребованы даже после карантинных ограничений, и спрос на них продолжает расти по сей день. После закрытия офисов в мегаполисах появилось огромное количество фрилансеров (IT, журналистика, дизайн и т.д.). Физическое присутствие в офисе отныне не считается камнем преткновения для ведения дел.

Нарастающую значимость прекариата не обошёл стороной президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в последнем Послании народу.

"Тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ. Яркие примеры этого водители такси, курьеры и другие. Эта сфера нуждается в содействии государства с точки зрения социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения", – сказал Токаев.

Резкое увеличение рабочих в сфере фриланса

С момента приобретения независимости Казахстана наблюдается неверный подход к реформированию экономики, который породил снижение объёмов производства во многих отраслях и уменьшил реальные доходы населения.

Согласно данным Комитета по статистике Миннацэкономики РК, наибольший уровень бедности наблюдается в Жамбылской, Туркестанской области и Мангыстауской области.

Таким образом, можно сделать вывод, что заниженные зарплаты наблюдается в сельскохозяйственных регионах. Работу на периферии найти трудно, курсы для переквалификации требуют временных и материальных затрат, потому наблюдается приток в мегаполисы.

Официальный уровень безработицы в Казахстане составляет 4,9%. Официальная среднемесячная номинальная зарплата – 251 508 тенге (593 доллара). Медианное значение зарплаты в 2020 году в РК – 142 300 тенге (335 долларов).

Тут мы сталкиваемся с феноменом "работающих бедных", то есть когда население имеет стабильную работу, но не способно обеспечивать себя всеми благами, присущим людям этого века.

Согласно неофициальным данным, курьеры Wolt зарабатывают в месяц в среднем 520-580 тысяч тенге гроссом. Водители такси (DiDi и Yandex) получают до 420-480 тысяч тенге гроссом (обычно удерживается лишь 3% от этой суммы).

"Заработок курьера зависит от количества выполненных доставок. Работая по 8 часов 5 дней в неделю, курьеры-партнёры Wolt могут получить 250 000-300 000 тенге в месяц. Данная цифра зависит от множества факторов: вида транспорта, на котором доставляет курьер, времени дня, в которые он или она предпочитает работать, и даже погодных условий. При плохих погодных условиях или во время праздников, например, мы можем повысить тарифы до 20%", – значится в сообщении пресс-службы Wolt.

Соответственно, за счёт новых цифровых платформ и низкой конкурентоспособности традиционных сфер бизнеса (низкая прибыль – низкие зарплаты) ожидается дальнейший рост прекариев.

Постковидный кризис МСБ, низкие зарплаты, отсутствие возможностей и желания получать новую квалификацию и быстрорастущие сервисы доставки и такси породили увеличение количества курьеров и водителей.

Плюсы и минусы гарантированной формы занятости и прекариата

В первом Национальном докладе о рынке труда Казахстана значится, что в 2020 году 14% населения Казахстана имело неформальную занятость (1 226 565 человек).

В Великобритании в период с 2007 по 2020 год количество людей, работающих по контракту с нулевым рабочим временем, увеличилось в пять раз.

Сотрудники, числящиеся в штате компании, зависят от руководства. Бывший гигант телекоммуникации France Telecom отметил внезапный всплеск самоубийств среди своих работников, несмотря на надёжную занятость и доход. Оказалось, что высшее руководство провело реформы: политика перевода сотрудников с одного вида работы на другую через нерегулярные промежутки времени. Это вызвало стрессовую небезопасность.


Читайте также: В Казахстане в 7 раз вырос спрос на удалёнку – исследование


Также можно отметить и безопасность на рынке труда. У кого-то может быть надёжная гарантия занятости, но он знает, что если потеряет работу, у него будет низкая вероятность получить другую или высокая вероятность получить только более небезопасную и низкооплачиваемую работу. Ещё один пример: после закрытия крупного сталелитейного завода в Англии большинство рабочих всё же нашли другую работу, но с гораздо низкими заработками.

Плюсом для людей, работающих через цифровые платформы, является удобный график и тариф оплаты: водитель может принять заказ через удобный ему сервис, если у второго выше ставки, выбрать ту услугу, которую он желает предоставить, будь то пассажирские перевозки или грузовые. Фрилансер может отталкиваться от своих предпочтений, опираться на своё расписание и пожелания. И всё это одним кликом в доли секунды.

Однако тут есть и подводные камни, о которых рассказал президент Центра развития трудовых ресурсов Даулет Аргандыков.

"Характерными чертами прекариальных отношений, понимаемых в широком смысле слова, являются: отсутствие стабильной занятости (трудовые отношения могут быть расторгнуты работодателем в любое время), гарантий и защищенности, профессиональной идентичности, низкий уровень и задержки в выплате заработной платы, отсутствие жизненных перспектив, жёсткость социальных лифтов и др. Процессы прекаризации существенно трансформируют социальные отношения в Казахстане", – утверждает Аргандыков.

Сотрудники курьерских служб и такси жалуются на высокий уровень напряжённости труда и стресса на рабочем месте, ненормированный рабочий день и необходимость работать сверхурочно. Многие работники опасаются ухудшения своего здоровья из-за работы.

Занятость на основе интернет-платформ – это динамично развивающийся гибкий формат трудовой деятельности, который может выполнять роль как основной, так и дополнительной занятости.

Аргандыков отметил плюсы этих платформ: низкий уровень входа, низкие барьеры, свобода выбора рабочего графика.

"(Количество прекариев. – Ред.) растёт  и будет увеличиваться в перспективе ещё больше. Оборотной стороной этой гибкости и платформенной занятости, особенно когда она является единственным источником дохода, является отсутствием доступа к традиционным гарантиям, которые позволяют защищать здоровье и благосостояние. То есть риски имеются", – сказал Аргындыков.

Специалист добавил, что на данный момент нет функционального способа решения проблем прекариата.

"На сегодняшний день в международной практике не существует универсального нормативно-закреплённого определения платформенной занятости. Лишь некоторые страны (Индия, Колумбия), и то это больше касается решений судебных органов. Есть другая сторона – техническая. У нас в планах создание фриланс-платформы, это будет идти совместно с нормативно-правовой деятельности", – заключил Аргындыков.


Читайте также:


Рост прекариата порождает нестабильность в обществе. Его внутренние разногласия приводят к осуждению мигрантов (в России, как пример) и других уязвимых групп, а некоторые из прекариев подвержены опасностям политического экстремизма.

Вторая промышленная революция породила пролетариат, который множился и всё больше обозначал свою важность. Однако пролетариям пришлось пройти длинный путь, прежде чем их услышали. Третья промышленная революция может породить новый класс, который способен изменить мир.

Гарантированный доход, значимый труд и социальная обеспеченность – принципы, на которых строился капитализм в прошлом веке. Текущее стремление людей избегать таких вещей как долгосрочные контракты, навязывание лояльности, привязка к рабочему месту, демонстрирует, что концепция, основанная на базовом доходе, становится основной для многих трудящихся.

Новости партнеров