Казахстанское автомобилестроение – миф или реальность?

Фото Алмаза Толеке / Предоставлено Hyundai Trans Kazakhstan
Фото Алмаза Толеке / Предоставлено Hyundai Trans Kazakhstan

Кого и зачем государство защищает с помощью утильсбора.

Отечественный автопром не один год находится под мощным огнём критики. Его нередко называют "чёрной дырой", убыточной и бесперспективной отраслью. Главный аргумент критикующих: казахстанский автопром – это сборка машин из уже готовых и привезённых комплектующих, доля местного содержания минимальна. 

Не верящие в будущее местного машиностроения казахстанцы считают, что нужно перестать поддерживать казахстанское автопроизводство и убрать все барьеры для импорта иностранной техники, в том числе утилизационный сбор. Пусть люди за свои деньги покупают то, что сами пожелают, а не то, что им навязывает государство. 

Автопроизводители не согласны. По их словам, свой автопром стране нужен, а утилизационный платёж – не столько финансовая поддержка местных производителей, сколько барьер для чужого автохлама. 

"Автопром – это область высоких переделов. Она создаёт очень много рабочих мест. Причём не только на самом производстве, но и в сопутствующих отраслях – это доставка, создание окружающей инфраструктуры, её обслуживание, подготовка профильных специалистов", – подчеркнула вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева

Наряду с крупноузловой запускается мелкоузловая сборка, строятся новые заводы, расширяется ассортимент, увеличивается экспорт, заверяют производители.

По словам генерального директора компании "Астана Моторс" Бекнура Несипбаева, завод Hyundai Trans Kazakhstan был запущен в Казахстане октябре 2020 года и выпускает семь моделей Hyundai: Accent, Elantra, Sonata, Creta, Tucson, Santa Fe, Palisade. Из них две модели – Accent и Tucson – изготавливаются методом мелкоузловой сборки, которая создаёт больше возможностей для постепенной локализации.

"В 2021 году было произведено 26 тысяч автомобилей, в том числе 4,5 тысячи на экспорт в Республику Узбекистан и Республику Беларусь, – сообщил он. – При этом налоговые отчисления в бюджет страны составили 9,4 млрд тенге. Сегодня на заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты. 

В 2022 году предприятие выйдет на полную производственную мощность – 45 тысяч автомобилей в год. 70% от общего числа произведённых единиц техники "Астана Моторс" планирует реализовывать на рынке Казахстана и 30% – поставлять в страны СНГ".

У некоторых граждан могут возникнуть вопросы, какой смысл экспортировать авто, если в самом Казахстане наблюдается дефицит на рынке. Но представители автобизнеса отвечают, что чем больше объём производства, тем ниже стоимость единицы произведённой продукции. 

Это же относится к производству не только легковых машин, но и других видов транспорта.

"Наша компания занимается производством коммерческого транспорта, в том числе сельхозтехники, – рассказал директор компании "Вираж" Ермек Ескергенов. – В 2007 году мы открыли первый завод по выпуску автобусов в Семее. После введения утильсбора в 2016 году наша группа пересмотрела свою стратегию и решила вкладывать в автопром. В 2019 году было принято решение о производстве автомашин группы ГАЗ на территории РК.

На сегодня мы занимаем около 70% рынка коммерческого транспорта. Это транспорт для бизнеса".

По его словам, компания продолжает работать над усилением локализации. Теперь "Вираж" не завозит извне кузова, рефрежераторы, палатки, а заказывает у местных производителей. 

Если говорить о сельхозтехнике, то сегодня в Казахстане функционирует три конкурирующих между собой завода, запущенных при помощи белорусских партнёров. За прошлый год они продали четыре тысячи тракторов местной сборки.

"Сельхозтематику мы начинали с простого – выпускали плуги, сенокосилки. Но в 2019 году мы увеличили производство сельхозтехники и теперь 70% навесного оборудования выпускаем у себя – от плугов до прицепов", – сообщил Ермек Ескергенов. 

Сейчас его компания работает над программой лизинга для фермеров. 

Директор по государственному регулированию Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) Кайрат Еламанов подчеркнул, что утильсбор позволяет не превратить страну в свалку старых машин, эксплуатация которых наносит серьёзный урон окружающей среде.

"Цены на импортные автомобили сопоставимы со стоимостью отечественных. Например, из России перестали завозить новые авто, потому что это невыгодно – в Казахстане эти же марки можно купить по такой же цене. Завозят только подержанные, и именно утильсбор сдерживает наплыв старья", – отметил он.

По словам Анар Макашевой, казахстанские автозаводы – это в основном непубличные организации.

"Много негатива в соцсетях в их адрес, потому что люди не знают, что наши производители делают и как они это делают. Поэтому наши производители недавно объявили, что будут проводить дни открытых дверей и экскурсии, чтобы граждане могли увидеть, что такое местный автопром", – заключила Анар Макашева.


Читайте также:


Новости партнеров